Форум » Здоровье детей, операции, прививки » Алалия » Ответить

Алалия

Осик: Психолог нам поставила диагноз Алалия. Кому-нить такой же ставили? Поделитесь тогда опытом.

Ответов - 69, стр: 1 2 All

OlgaLD: Осик А почему психолог ставит такой диагноз? Это вроде не по их линии. Я не спец, но у нас в институте был курс логопедии. Алалия - это как бы отсутствие речи. А у нас все-таки у всех деток с СД задержка речи Оль, если я не ошибаюсь, у Алексы, дочки LenaS из Франции, алалия. Но на форум она практически не заходит. Если хочешь, напиши мне в личку свой электронный адрес и я Лене передам. посмотри сайт alalia.ru

Watson: Осик Ольга, почитайте - http://children.csa.ru/narusheniya_analizatorov/narusheniya_rechi/alaliya/

Осик: OlgaLD пишет: А почему психолог ставит такой диагноз? Это вроде не по их линии. Незнаю почему, захотелось ей может надеюсь канеш, что просто задержка речи. спасибо за ссылки, посмотрю


alter-sun: В моем садике логопед поставила мальчику такой диагноз. Ему уже 7, а речи практически нет - отдельные звуки и слоги (мальчик с СД)

turist: Нам накануне переосвидетельствования на инвалидность наш участковый логопед написала диагноз моторная алалия. Логопед-дефектолог другая, у которой я периодически консультируюсь, удивленно сказала: "А почему?". Выслушав мои проблемы, что меня волнует в Вариной речи поддтвердила, что да, моторная алалия есть. Алалия моторная - это системное недоразвитие произносительной стороны речи, возникшее в следствие органического поражения речевых зон коры головного мозга, выраженное затруднением процессов порождения речевых высказываний (в овладении активным словарем и грамматическим строем речи) при достаточно сохранном понимании речи.Отсюда Яна, и судя по тому, что ты писала про Ксюшину речь - те же проблемы.

ГалиКо: У нас почти нет лепета, и он абсолютно однообразен. Алалия? Теоретически наша длительная некомпенсированная гипоксия могла привести к поражению речевых зон головного мозга...

prib0y: turist пишет: наш участковый логопед написала диагноз моторная алалия. Яна из спец.сада в обычный попала в 6 с половиной лет,первый раз логопед дет.сада писала ей характеристику на переоф.инвалидности,ей было 7 с маленьким хвостиком,в строке диагноз написано: выход из моторной алалии, ОНР 3 ст. Месяц назад в Москве консультировались,в речевом центре Логопед плюс,приятно удивили их специалиста,получили несколько ценных рекомендаций.Никаких диагнозов в плане развития речи не поставили.

alter-sun: turist Нам перед поступлением в сад логопед написала ОНР 1 ст. Что это такое, сильно ли плохо - понятия не имею, нас не сильно жаждали видеть на приеме и объяснить ничего не потрудились. Если брать определение моторной алалии, процитированное тобой - да, вполне соглашусь, это про нас (понимание с трудностями произношения). Я особо не заморачиваюсь диагнозами: и ежу понятно, что проблемы есть и решать их надо, каким бы словом их ни назови.

turist: alter-sun пишет: и ежу понятно, что проблемы есть и решать их надо, Да, над чем и бьемся...

Тамара: Осик Какой бы диагноз вам не ставили- заниматься нужно каждый день.

Осик: Тамара пишет: Какой бы диагноз вам не ставили- заниматься нужно каждый день. ну это и так понятно, канешно. Правда щас летом с бооооольшим скрипом что либо ребенок делать соглашается

Тамара: Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384,(16)с.- (Высшая школа) Глава 2. Алалия 2.1. Понятие и клиника алалии Алалия — это неразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга. Рассмотрим основные составляющие этого определения. Неразвитие речи проявляется в ее отсутствии или крайне малом объеме у детей в период онтогенеза, когда она должна появиться. Термин алалия происходит от греческого lalio — «говорю» и отрицания «а». Системный характер алалии означает, что при ней страдает не какая–либо одна, а практически все стороны речи — и фонетико-фонематическая, и лексико-грамматическая, и синтаксическая. Это вытекает из системного строения самой функции и системного соотношения её частей. Обусловленность алалии патологией ЦНС в доречевой период указывает на то что алалия — следствие каких-либо ранних патологических влияний на головной мозг ребенка. Отнесённость патологии преимущественно к уровню коры свидетельствует о том, что в патологический процесс вовлечены в основном не элементарные, мышечно-двигательные или чувствительные, а высшие отделы ЦНС, тесно связанные с мышлением. Картина речевого расстройства при алалии сводится к отсутствию речевой функции или ее значительной ограниченности в объеме. У одних детей отсутствует экспрессивная речь, что принято называть моторной алалией; другие не только не говорят сами, но и несостоятельны в импрессивной речи (плохо понимают чужую речь), что принято называть сенсорной алалией. Поскольку экспрессивная и импрессивная речь у ребенка тесно связаны между собой, как правило, при обеих формах алалии — моторной и сенсорной — отмечается недостаточность и того, и другого видов речевой деятельности. Однако при каждой из них первичный дефект и вторичные (системные) следствия разные. При моторной алалии первично расстроена экспрессивная речь, а импрессивная (понимание) — вторично; при сенсорной — наоборот: первично нарушена импрессивная речь, а экспрессивная вторично. Несмотря на такой охват обеих сторон речи при любой из форм алалии, при моторной вторичные трудности понимания могут быть легкими, а при сенсорной вторичные нарушения собственной речи — грубыми, вплоть до ее отсутствия. Такая специфика расстройств речевой функции при моторной и сенсорной алалии убедительно демонстрирует основополагающую (базисную) роль в овладении речевой деятельностью слуховой модальности. 2.2. Отличие алалии от других речевых расстройств Алалия принципиально отличается от других видов речевых расстройств у детей — дизартрии, афазии, нарушении речи при глухоте и тугоухости, умственной отсталости, аутизме. § Отличие алалии от дизартрии состоит в том, что у детей-алаликов нет параличей или парезов речевых органов, которые имеются при дизартрии. Поэтому отсутствие у них речи нельзя приписать нарушению иннервации мышц речевого аппарата со стороны бульбарных или псевдобульбарных систем мозга. § Отличие алаликов от глухих или тугоухих детей определяется отсутствием у них нарушений физического слуха и в то же время неполноценностью специфического речевого. При нормальном речевом развитии дети обучаются говорить, слушая речь взрослых. Это обеспечивается наличием физического слуха и формирующейся на его базе способностью воспринимать и понимать то, что говорят другие, т.е. за счет речевого слухового гнозиса и фонематического слуха. Если же эти каналы не активированы, то ребенку не на что опереться, неоткуда взять образец того, как и что надо говорить. Дети-алалики слышат речь, но не различают, не распознают ее единицы, не понимают их значения. Аналогично этому мы слышим, но не понимаем тех, кто говорит на неизвестном нам иностранном языке. Правильный дифференциальный диагноз между глухотой и сенсорной алалией имеет большое значение, так как лечение и обучение глухого ребенка принципиально отличаются от лечения и обучения алалика. § Алалию нельзя рассматривать как детскую афазию, обусловленную очагами поражения в речевых областях мозга, как это делалось долгое время в традиционной логопедии. Мозговая организация речи у детей, т.е. в период ее развития, принципиально отличается от той, которая имеет место в стадии речевой зрелости. В детском мозге еще не сформированы те речевые зоны, которые имеются у взрослых, и могут быть разрушены очагами поражения. У детей старше 2,5 лет определенные участки мозга уже получают речевую специализацию, поэтому их поражение приводит к афазии, называемой «детской». Она отличается от «взрослой» афазии нестойкостью, т.к. пластичность детского мозга обеспечивает достаточно быструю компенсацию речевого дефекта. § Алалики не являются умственно отсталыми, поскольку доречевой период отногенеза проходит у них без существенных отклонений в развитии. Алалики активно гулят и лепечут, усваивают элементарные неречевые понятия, в частности, приобретают начальные представления о количестве, пространстве и времени. Кроме того, ребенка-алалика отличает от умственно-неполноценного живость эмоций. Имеется в виду заинтересованность в событиях жизни, привлекающих обычно внимание детей: приобретение новой игрушки, общение с животными, рассматривание картинок в книжках, радость по поводу прихода в дом родных, друзей и т.д. Несмотря на отсутствие первичной умственной отсталости, не принятые своевременно меры по лечению и обучению ребенка с алалией могут действительно привести к непоправимому отставанию в умственном развитии. Именно речь — важный показатель развития интеллекта.

Тамара: § Детей-алаликов нельзя отождествлять и с детьми-аутистами, поскольку при алалии присутствует речевая инициатива, имеется потребность в общении с окружающими. Не имея достаточного объема речевых средств, они часто используют для этого коммуникативные жестово-мимические средства. 2.3. Этиология и патогенез алалии По вопросу об этиологии (причинах) алалии и ее патогензу (мозговых механизмах) в литературе не имеется единства мнений. Одни авторы отдают предпочтение биологическим факторам, Другие — социально-психологическим, третьи — наследственности, четвертые считают, что наследственный фактор не играет принципиальной роли в возникновении алалии. 2.3.1 Причины Биологические Сторонники того, что алалия — следствие органического поражения головного мозга, наиболее опасным из этиологических факторов считают асфиксию. На асфиксию как наиболее вероятностную причину развития алалии указывают также такие авторы, как В. Гарднер, Е.М. Мастюкова, Б.В. Лебедев, Г.В. Гуровец. Французский исследователь алалии Ж. Ажуриагерра, кроме того, считал, что к алалии приводят только двусторонние поражения мозга, при которых невозможна или крайне затруднена спонтанная компенсация дефектов. Следует отметить, однако, что, по многочисленным наблюдениям клиницистов, далеко не у всех детей, в анамнезе которых имеются перечисленные выше осложнения, появляется алалия. У некоторых нормально развивающихся в речевом отношении детей отмечены асфиксия и различные двусторонние поражения мозга, не повлиявшие отрицательным образом на речевой механизм. Взгляды разных ученых на роль наследственности в этиологии алалий также не одинаковы. В.А. Ковшиков провел специальное исследование данной проблемы. Он сообщает, что наследственность имеет место лишь в малом числе случаев — приблизительно в 16% от общего количества алаликов. Основным аргументом являются полученные им данные о том, что проблемы речевого развития, имевшие место у родителей, далеко не всегда передаются их детям. Более значимы, по выводам В.А. Ковшикова из подробного обзора литературы по алалии, такие факторы, как поздние роды, искусственные и спонтанные аборты, мертворождения в анамнезе, патология беременности, особенно сильный токсикоз в первой половине. Неблагоприятными являются также угрожающие выкидыши, психотравмы, неправильное положение плода, кровотечения, резус-несовместимость, роды раньше срока, стремительные, затяжные, сухие роды, стимуляция, наложение щипцов, травмы головы во время родов, асфиксия и некоторые другие обстоятельства. В группу риска попадают и дети, рождающиеся ослабленными и перенесшие до года тяжелые заболевания мозга, и прежде всего нейроинфекции, а также дети, получившие до года травмы головы. Социально-психологические Американский психолог В. Гарднер большое значение в этиологии алалий придает социальным факторам: конфликтным отношениям в семье, неправильному воспитанию детей (насмешки над неправильной речью и т.п.). Особое внимание уделяется им взаимоотношениям ребенка с матерью. Он отмечает, что среди матерей алаликов гораздо чаще встречаются невротические, робкие, как и наоборот, самонадеянные, чем среди матерей нормально говорящих детей. Противоречивые мнения имеются по поводу пребывания детей в двуязычной (билингвистической) среде. Большая часть авторов, например, А.В. Ярмоленко, не признают, что билингвизм оказывает вредное влияние на развитие алалий. Другие считают его провоцирующим отклонения в речевом развити 2.4. Различные взгляды на механизм алалии 2.4.1. Моторная концепция Первое, заслуживающее внимание исследование алалии принадлежит А. Куссмаулю, который еще в 1877 году назвал ее «врожденной афазией». Немногим позже, в 1888 году, Р. Коэн обозначил алалию как «идеопатическую глухоту», или «слухонемоту». Несмотря на такое обозначение, Р. Коэн считается сторонником моторной концепции алалии. Он полагал, что в алалии главное — абсолютная неспособность детей произносить звуки и слоги, хотя признавал, что мозговые структуры, которые ответственны за это, могут быть у них не повреждены. По мнению Р. Коэна, в основе данного вида патологии речи лежит дискоординация в работе отдельных речевых зон. Последователем Р. Коэна был немецкий невролог Г. Гутцманн, который также предлагал усиленно стимулировать у алаликов артикуляционную сторону речи. 2.4.2. Психологическая концепция Однако моторная концепция алалии не получила всеобщего признания. Исследователи конца XIX века, например, А. Либманн, М.В. Богданов-Березовский, высказывали соображения, согласно которым алалия не может быть обусловлена только моторными причинами. Они считали, что главным здесь является психологический фактор: нарушения мышления, эмоционально-волевой сферы, памяти, внимания и т.п. Целый ряд более поздних исследователей вслед за А. Куссмаулем рассматривали алалию как аналог афазии, только наблюдаемый у детей. Однако у них были серьезные оппоненты, которые подчеркивали принципиальное различие механизмов развития афазии и алалии. Несмотря на эту критику, моторная и сенсорная концепция алалии долгое время оставалась как рабочая. 2.4.3. Сенсорная концепция В более позднее время питербуржский нейрофизиолог, психолог, педагог Н.Н. Трауготт, признавая, что при алалии всегда нарушается деятельность по усвоению языка, отмечала, что первопричиной этого является недостаточность речевого слухового гнозиса. Эта же точка зрения высказана позже, в 60-х годах XX века, Р.Е. Левиной.

Тамара: 2.4.4. Смешанные варианты мозговых механизмов Мозговые механизмы алалии могут быть также смешанны. В. К. Орфинская допускала различия. Она связывала неспособность алаликов говорить либо с наличием у них явлений орально-артикуляционной апраксии, либо с дефицитом языковой способности и считала, что существуют: а) собственно «языковая» алалия, состоящая в неспособности вычленить из речи взрослых правила языка, необходимые для использования его средств (фонем, слов, словоформ, фраз); б) гностическая и праксическая, обусловленная речевой слуховой агнозией или артикуляционной апраксие 2.4.5. Языковая концепция В настоящее время приоритетной является «языковая концепция» патогенеза алалии. Ее придерживаются многие современные исследователи патологии речевого развития: В.А. Ковшиков, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Е. Филичева, Б.М. Гриншпун, В.К.Воробьева, Л.Р.Давидович, Е.Ф. Соботович, Т.Г. Визель. Согласно ей, у ребенка с алалией не развивается «языковая способность», которая дана человеку от природы. И при сенсорной, и при моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой). При этом навыки, не требующие значительного словесного сопровождения, могут успешно вырабатываться (например, умение рисовать, считать, конструировать, играть в разные игры, не связанные непосредственно с речью). Это обусловлено тем, что речевые стимулы, особенно при моторной алалии, воспринимаются, и внутренняя речь формируется. Она становится базисной для психического развития в целом. При сенсорной алалии формирование внутренней речи тоже происходит, но сводится в основном к зрительному восприятию объектов мира и оптических образов артикуляционных движений взрослых. Сенсорные алалики, не получившие своевременной помощи, в меньшей степени овладевают неречевыми навыками и нередко их психическое развитие приобретает черты вторичной умственной отсталости. 2.4.6. Нейропсихологический подход (Наиболее вероятные мозговые механизмы, обусловливающие сенсорную и моторную алалию) Помимо врожденной готовности к языковому развитию, первично сохранного интеллекта, стимулов внешней среды, которые побуждали бы системы мозга к созреванию, мотивации к речи, необходимо, чтобы между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями имелись полноценно функционирующие проводящие пути, по которым информация передавалась бы из одной зоны мозга в другую. Это относится и к собственно речевым областям мозга. Без связи между отдельными областями мозга, участвующими в освоении речи, она развиваться не может. Рассмотрим, какие именно межсистемные связи не формируются в первую очередь при сенсорной и моторной алалиях с нейропсихологической точки зрения. Современными нейрофизиологическими исследованиями (М. Кинзборн, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких и др.) показано, что в раннем речевом онтогенезе большую роль играют процессы левополушарной латерализации речевой функции. Вначале ребенок усваивает неречевые шумы (природные — шум ветра, шуршание листьев, звук льющейся воды, раскаты грома, а также «голоса» животных; предметные шумы, издаваемые различными предметами — орудиями труда, музыкальными инструментами и пр.). Эти приобретения правого полушария служат базисными для первичных операций речевого развития. Они состоят в отборе из них левополушарным механизмом полезных для речи признаков. Все удары, смычки, шипения, свисты, рычания и мычания в левом полушарии должны видоизмениться и превратиться в звуки речи, которые сохраняют в самих названиях связь с исходными звучаниями. Так формируется речевой слуховой гнозис. Задача извлечения из неречевых шумов полезных для речи признаков оказывается недоступной наиболее тяжелым алаликам. Как известно из литературы, доречевой период протекает у них без существенных отклонений, т.е. так же, как и у здоровых в речевом отношении детей. Они овладевают соответственно возрастным параметрам различными доречевыми навыками: движениями, в том числе и ритмическими, рисованием, могут подражать неречевым звукам, например, вою ветра, голосам животных; выполнять различные бытовые операции, сопровождаемые жестами. Однако на этих «древних» навыках подготовительная к речи фаза развития и заканчивается Звуки, издаваемые человеческим голосом, им так и остаются недоступны, если не принять соответствующих коррекционных мер. Иначе говоря, речевой слуховой гнозис у этих детей не формируется или формируется медленно, дефектно Местом преимущественной локализации речевого слухового гнозиса в мозге является левая височная доля. Понятно, что она может вовремя включиться в работу лишь в том случае, если ребенок накопил необходимую неречевую слуховую базу и если проводящие пути между полушариями (и в первую очередь, мозолистое тело) у него сохранны. В том случае, если эти условия не соблюдены, ребенок не приобретает способности ориентироваться в акустических шумах как звуках речи и, следовательно, не понимает того, что говорят взрослые. В отличие от сенсорной алалии, при которой отсутствуют необходимые связи между правым и левым полушариями мозга, при моторной алалии патологический процесс сосредоточен преимущественно в левом (доминантном по речи) полушарии. Допустим, ребенок овладел в некоторой степени способностью различать звуки речи и улавливать их смысловые роли в языке, т.е. неречевые шумы трансформировались у него в звуки речи. Однако для того, чтобы он заговорил сам, этого мало, необходима еще способность перешифровывать эти звучания в артикуляционные движения Они могут быть приблизительными, недифференцированными, но именно артикуляционными (речевыми). Для этого нужно, чтобы речевая продукция, воспринятая на слух, была перешифрована в артикуляционные движения. Это, в свою очередь, возможно лишь в том случае, если полноценные проводящие пути между сенсорной (височной) и моторной (премоторной и постцентральной) областями мозга полноценны. Немалую роль в этих процессах играют и лобные доли, обеспечивающие не механическую имитацию услышанного, а осмысленную речевую деятельность. Таковы наиболее вероятные мозговые механизмы. Изложенные представления о патогенезе алалии подтверждаются данными современных аппаратурных исследований алаликов у подавляющего большинства из них очаговых поражений мозга не обнаруживается. К тому же регистрируемые в области речевых зон кисты и другие образования, как правило, к алалиям не приводят. Таким образом, представление об алалии как о «детском» аналоге афазии, обусловленном поражением мозга в области Брока или Вернике, не находит сегодня подтверждения.

Тамара: Нейропсихологический подход объясняет, почему очаговые поражения речевых зон мозга не вызывают у большинства детей алалии, в то время как у взрослых приводят к афазии. Решающую роль играет здесь признание того, что детский мозг обладает высокой степенью пластичности. Она позволяет заместить поврежденный участок мозга «здоровым», еще не получившим определенной функциональной специализации. Однако это возможно лишь при условии, что сохранны проводящие нервные пути, связывающие между собой отдельные участки мозга. В период речевого развития их состояние является более важным, чем состояние самих речевых зон. Причина этого состоит в пластичности, свойственной детскому мозгу и принципиально отличающей его от взрослого, неповрежденные участки которого при необходимости включиться в компенсаторный процесс проявляют значительную инертность. Таким образом, на современном этапе изучения алалии можно констатировать, что неспособность детей-алаликов овладевать средствами языка и способами их использования в собственной речи обусловлена сочетанием целого ряда разнообразных препятствующих этому факторов. Для понимания речи с опорой на речевой слуховой гнозис и фонематический слух необходимо, чтобы полезные для речи признаки, отобранные из неречевых сигналов, из правого полушария «перешли» в левое, т.е., чтобы осуществился процесс их левополушарной латерализации. На рис. IV показано, что связь между полушариями прервана, и, следовательно, левополушарная латерализация не осуществляется. Нормативное дискретное понимание речи в этом случае невозможно. Для того чтобы появилась устная (членораздельная, артикулированная речь), должны осуществиться связи между: 1. правой височной долей и левой теменной — звукоподражания. 2. височной долей левого полушария с постцентральной областью — воспроизведение отдельных артикулем (речевых кинестезии, являющихся единицами афферентного артикуляционного праксиса). 3. височной долей с премоторной областью — воспроизведение серии артикулем (слов, являющихся единицами эфферентного артикуляционного праксиса). Рис. 5 На рис. 5 показано, что связь между правой височной долей и левой теменной, обеспечивающая первые звукоподражания у детей с моторной алалией, как правило, осуществляются. В отличие от этого связи левой височной доли с обеими артикуляционными долями (теменной и премоторной) прерваны. В результате устная речь у ребенка не развивается. 2.5. Алгоритм компенсации: 1. Ассоциативные связи между затылочными долями и постцентральной областью левого полушария мозга: буквенно-артикуляционные связи в звукоподражаниях. 2. Ассоциативные связи между затылочными долями и премоторной областью левого полушария мозга: артикуляционно-графические связи (чтение слов). 3. Ассоциативные связи между постцентральной областью левого полушария и височной долей правого полушария: артикуляционно-акустические связи в звукоподражаниях. 4. Ассоциативные связи между премоторной зоной и височной долей левого полушария: артикуляционно-акустические связи. Полезные для артикуляции признаки отбираются не из акустических, а из графических образов звуков речи и слов (чтение), т.е. путем подключения «здоровой» затылочной коры. Таким способом удается «обойти» основную при нормальном речевом развитии связь между височными долями правого и левого полушарий.

ОльгаВл: Тамара Полезные для артикуляции признаки отбираются не из акустических, а из графических образов звуков речи и слов (чтение), т.е. путем подключения «здоровой» затылочной коры. Таким способом удается «обойти» основную при нормальном речевом развитии связь между височными долями правого и левого полушарий Все верно,Таня стала говорить через чтение,да еще слова приходилось пропевать.

OlgaLD: Спасибо, Тамара! Я обязательно прочту внимательно чуть позже.

Дашина мама: Нам в саду дефектолог ставит диагноз алалия. Нам в декабре 4 года. Все понимаем- сказать не можем. Говорит мама , папа, баба, тетя, дядя, ляля, в основном присутствует звук "а". Если ругается, или эмоционально что-то рассказывает- то на тарабарском. Меня интересует как у остальных с речью (когда стали говорить?). Осик , расскажите как у вас дела на сегодняшний день обстоят?

mamamia: Дашина мама я может быть кого-то рассержу, но мне кажется, что смысла ставить такие диагнозы детям с сд нет. это масло масляное. в 4 года почти никто не разговаривает из наших: редко кто может похвастаться слогами, а уж полноценными словами... имхо средний возраст начала "речи" примерно лет 5. не кусать!!!

alisochka: Дашина мама нам 4 года Мы не говорим

OlgaLD: Дашина мама Я не специалист, но курс логопедии у нас был. Я думаю, что "алалия" как логопедический диагноз здесь некорректно. По Википедии (при желании можете и другие словари посмотреть), Алалия (от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и др.-греч. lalia — речь) — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма. Развитие речи у вас стандартное для детей с синдромом Дауна (не передовиков, так скажем, а обычное течение жизни). Первично сохранного интеллекта при синдроме Дауна в большинстве случаев не наблюдается. Факт есть факт. Почитайте лучше вот этот материал: "Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на развитие речи" http://sunchildren.narod.ru/kumin/kumin1.html Там очень много ценных моментов для понимания этого явления. Дашина мама пишет: Говорит мама , папа, баба, тетя, дядя, ляля Советую активнее вводить в речь глаголы. Чтобы получались предложения. (Знаю-знаю, как это трудно, возможно, вы уже давно над этим работаете.) Почитайте также "Стадия словосочетаний и предложений": http://sunchildren.narod.ru/kumin/kumin4.html оттуда Обычные дети начинают использовать фразы из 2 слов, когда их активный словарный запас (количество слов, используемых в речи самим ребенком) насчитывает примерно 50 слов, что происходит в возрасте 19-24 месяца. Дети с синдромом Дауна в среднем достигают этой стадии примерно в 3 года (по разным исследованиям, в возрасте от 2 до 5 лет, причем к возрасту 5 лет обычно способны построить такое предложение подавляющее большинство детей с синдромом Дауна). По моему опыту, первые фразы из двух слов у нас были обращение + другое слово, например, "мама, пить". Далее глагол+дополнение (объект), например, "дай сыр".

Дашина мама: OlgaLD спасибо за развернутый ответ. alisochka ,mamamia спасибо за поддержку.

Савелик: Дашина мама Нам в воскресенье 4. От вас далеко не ушли. Произносит мама, баба, папа. но п не четкое, да,дай, дядя, авава(собака),ав,еще из звуков: э,т,ж,с,ш. Были слова няня,ляля,дом,дым, но исчезли.Летом наконец то появился звук у, чего только не делали, а помогли мыльные пузыри. Дует на все уже давно, а тут я стала дуть и в момент выдувания укать, ему понравилось, но отдельно произносить у долго не получалось. Сейчас в логоритмике подпевает у,ам,ав,ау.

Swetlaia: OlgaLD Оля, у нас такая же проблема, понимает только слова, которые ситуативно понятны. Мы были на консультации в ЦЛП, нам сказали что это сенсорная алалия. Что надо разговаривать вот именно такими фразами с ним, как ты написала - заготовками привычными, в одном падеже. Ну и заниматься как с неслышашим, использовать по максимуму со словами жесты. Учить различать речевые и неречевые звуки. Это меня Наташа temi4ka надоумила, она первая у нас заметила.

OlgaLD: Swetlaia Спасибо! Я всё связывала с СД, вот только недавно стала думать, что, может, что-то до кучи. Мы с Ваней, в принципе, так и стараемся (куда деваться). Жесты, правда, не используем. Спасибо! попробую почитать по этой теме!

Swetlaia: OlgaLD Надо вводить слова в комплекте - жест, мимика, слово. Тогда он будет постепенно запоминать слова и понимать их уже без жеста. Вообще очень мало материалов по тому, как с этим работать. По крупицам собираю. Я до этого тоже уже замучила сурдологов, все на слух списывала.

OlgaLD: Swetlaia Спасибо! Я у других мам слышала (ну читала), что Лынская с сенсорной алалией работает ( logomag.ru/ ) ,вы же в Москве - не пробовали к ней обращаться? http://logomag.ru/profiles/1/

Swetlaia: OlgaLD Мы к Моржиной в ЦЛП на консультации ходим, она мне программу как работать написала. И у нас еще логопед замечательный дома учит.

OlgaLD: Swetlaia В общем, я почитала. Тут. Я так понимаю, что это всё оно и есть. Помню, я тебе подсказывала тогда то-сё по этой теме в своем глазу, что называется, бревна не видим. Это я о себе. Блин. Что ж мне никто из специалистов никогда ничего про это не говорил. Конечно, с одной стороны, без разницы, как называть, хоть горшком - лишь бы в печку не ставили. С другой стороны, мне многое становится понятнее. Я в эту "степь" никогда не лазила, спотыкалась на первых же определениях (мол, сенсорная алалия - нарушение понимания речи при сохранном слухе и сохранном интеллекте). Но ведь это не обязательное условие, потому что дальше же написано Исследования Н.Н. Трауготт и С.И. Кайдановой показали, что при сенсорной алалии возникает особое состояние слухового анализатора, которое характеризуется слабостью возбудительных и тормозных процессов, маловыраженной генерализацией (непостоянное восприятие звуков, доступных физическому слуху детей). Отличительной особенностью слуховой функции при сенсорной алалии является легкость появления запредельного торможения вследствие высокой функциональной истощаемости. Трудно ответить на вопрос, чем объясняется такая истощаемость слухового анализатора, является ли она результатом функциональной неполноценности периферического отдела или центральных отделов слухового анализатора. Однако есть данные, указывающие и на наличие при сенсорной алалии поражения периферического отдела слухового анализатора, которое ведет к снижению слуха. И т.д., и т.п. То есть - есть объективные вещи, а не только "чеговыхотитеувасжесиндромдауна". Свет, спасибо!!!

Swetlaia: OlgaLD Я помню что ты мне ссылки кидала =) Да так бывает. Мне повезло с хорошими специалистами, которые не стали списывать на синдром.

Кирюша: OlgaLD ,Swetlaia Девочки спасибо !

OlgaLD: Спросила у логопеда-дефектолога, с которой сейчас Ваня занимается в платном центре. Ее мнение - что у Вани нет сенсорной алалии, но я ей не очень поверила, потому что она настаивает, что алалия - это отсутствие речи (а мы даже по определению видим, что не только отсутствие). Ну и да, нормальный интеллект. Но я, почитав немного, опять же склонна скорее ориентироваться на это Таким образом, сенсорным компонентом, выраженным в разной степени, могут быть осложнены самые разные нарушения органического (тугоухость, нарушение интеллекта) и функционального генеза, и среди них особую группу риска составляют дети с нарушениями слуха и интеллекта. http://pedlib.ru/Books/3/0245/3_0245-3.shtml#book_page_top В общем, я понимаю, конечно, что в лоб - что по лбу. Ну вот она считает, что у нас дизартрия. Тамара пишет: Отличие алалии от дизартрии состоит в том, что у детей-алаликов нет параличей или парезов речевых органов, которые имеются при дизартрии. Поэтому отсутствие у них речи нельзя приписать нарушению иннервации мышц речевого аппарата со стороны бульбарных или псевдобульбарных систем мозга. Параличей и парезов у нас нет, но Ваня, особенно когда волнуется, стучит зубами или просто двигает челюстью, как будто бы чтобы стучать зубами, она сказала, что это кинез. Что такое кинез: элементарные инстинктивные движения, лежащие в основе осуществления локомоций у простейших. Наблюдается ортокинез - поступательное движение с переменной скоростью и клинокинез - изменение направления движения Я что-то нашла только это определение. Говорит, что у Вани стертая форма дизартрии. http://www.logopedspb.ru/content/view/13/14/ Тут подробно описано. Если под "кинезами" она имела в виду "гиперкинезы", то я не соглашусь. Паретичность мышц скорее похоже. В общем, фиг его знает это если говорить о продуцировании речи. Что же касается ПОНИМАНИЯ речи, пока остаюсь при своем свежеприобретенном убеждении, что у Вани есть сенсорная алалия.

temi4ka: OlgaLD Оля, все может быть. Например, у одного человека может быть и алалия с дизартрией одновременно:( в диагнозе "алалия" упоминается сохранный слух и интеллект не потому, что у детей с нарушением слуха или интеллекта этого не может быть, а для того, чтобы объяснить природу данного нарушения - повреждение или недоразвитие речевых зон коры головного мозга. Сенсорная алалия -диагноз довольно редкий, специалистов, изучающих этот вопрос даже для детей только с этим нарушением (без сочетаний с другими), по пальцам пересчитать можно. Стертая дизартрия - это вообще мелочи, у ребенка с таким диагнозом не должно быть проблем со становлением активной речи, будут проблемы со звукопроизношением, интонацией, небольшие с лексикой-грамматикой, но это говорящий ребенок

OlgaLD: temi4ka Спасибо за разъяснение, Наташа! Мне тоже показалось, что эта логопед не вполне понимает, о чем говорит.

Swetlaia: OlgaLD Я не знаю насколько диагноз сенсорная алалия в нашем случае точен. По идее нужно МРТ, и там должно показать нарушение в коре головного мозга в каких то зонах. Но мы этого не делали. Для меня важнее то, что методы для сенсорных алаликов для нас работают и дают прогресс. Я уже забыла что такое истерики на людях в шумных помещениях с тех пор как мы начали заниматься. Раньше у него были постоянно перегрузки на занятиях или мероприятиях. Сейчас это уже заметно меньше проявляется, букавально почти сразу, как начали стимулировать. Стал лучше себя вести на групповых занятиях. Появились слова и понимание большего количества речевых команд. Он схватывает на лету слова, когда их сопровождаешь артикуляцией и жестом. Неделю например показывали жестом открой и говорили губами в лицо это открой и у него появилось - "кой" и стал на слух делать без жеста уже. И так много всего. Если раньше я могла говорить - иди кушать полгода и он все равно не понимал, пока не приведу за руку, то с жестом и показыванием тарелки стал слышать эту фразу за неделю.

Ол: Вообще специалистов(логопедов и дефектологов),работающих с разными формами алалии очень мало не хотят работать и не умеют(большинство) и не умеют определять ответ- нуувасжесиндромдауна -дезориентирует родителя и уходит время... основной показатель с возрастом у наших детей это конечно ситуативное мышление,что ,в принципе говорит,о адекватности разумности и прочем замечтельном наших детей - это то чему они научились без нас (как бы мы ни обманывались) если вы не встретили замечательных знающих людей на своем пути - я встретила в инете опыт мамы(ребенок с сохр интел)-годам к 5 мама поняла ,что бесполезно бегать по занятиям и искать того,кто поможет Лозунг Помоги себе сам для многих всё ещё единственный Работа на многие годы с утра и до вечера дала результаты-дочка заканчивает обычную школу(для алаликов с сохр интел большое достижение-им ведь тоже дают инвалидность) но начиналось трудно- за стол и через крики вопли и прочие ухищрения "товарища" с мелочей звуки буквы и главное понимание азов дрессурой речи (есть разные методики - с сущ или с глаголов)сейчас много наглядного материала и компьютер (программы развивающие - нравится Мерсибо- я уже писала) у кого сенсорная алалия или сенсорно-моторная ,то к занятиям хорошо бы привлекать кого-то третьего(брата-сестру или товарища или на худой конец папу бабушку дедушку итд)для объяснения действий Swetlaia пишет: Swetlaia пишет: OlgaLD Надо вводить слова в комплекте - жест, мимика, слово. Согласна,но это отдельная работа если кто читал основоположников отечественной дефектологии не забывайте + наглядность(всё одновременно) Лет много назад в Шолоховский приезжала тетечка(не помню фамилии-я случайно на семинар попала) из Гамбурга,кот в Сов время училась у нас ,изучала наших товарищей,впоследствии создала центр у себя по работе с неговорящими детьми и с нашими тоже Создавали фотоальбом(можно видео+)занятий-любой звук-"А" к примеру-знакомят пишут говорят лепят рисуют -что хотите-фотографируют как этот ребенок говорит пишет "А",тут же печатают фото и вклеивают в альбом тут же на листе пишут большое "А" при повторении ребь видит себя любимого как Он пишет Что? "А " - Он умный Она так использовала наглядность Да ,по поводу Лынской,была у неё на семинаре- по её словам работает она с малышами 1-3 с сохр интеллектом для вызывания речи на эффектах разных внезапности,о наших детях - типа что с ними работать семинары для зарабатывания денег-мне больше советские тетки профессора из универов нравятся-чувствуются знания методика основательность неторопливость(мы родители страдаем -нам бы всё побыстрее да быстрее)(жаль вымрут они скоро-вот бы такая молодежь выросла),потому что эффекты хорошо,но на них наши дети долго не удержатся и где их столько взять фокусов разных-наши всё-таки медленнее усваивают

OlgaLD: Swetlaia Я еще читала, что можно провести (во сне делается) исследование вызванных слуховых потенциалов, это не МРТ, а гораздо проще. Проверка слуха, но одновременно и проверка на алалию. У нас, например, делают в детской больнице, но вопрос опять к качеству интерпретации результатов (прочла, что в Петербурге нашим специалистам в этом плане не доверяют и переделывают это исследование, если к ним приезжают дети). Ол "Советской" школы логопеды тоже бывают разные, но в целом согласна. Наглядность - да, повторение по разным каналам - да.

Ол: Оль,я не о рядовых логопедах вот ,в частности ,Филичева обычными детьми занималась,а вот Воробьёва похоже с алаликами(ну частным образом)

OlgaLD: Ол Ну, мне это ни о чем не говорит, Оль

Swetlaia: OlgaLD Да и слух можно проверить, только что нам это даст. Те кто реально хорошо с нами занимаются, им достаточно сказать что вот такой диагноз, и они уже с этим работают. А в поликлинике и в образовательном учреждении мы для них со сложной структурой дефекта синдром дауна. И им без разницы что там у нас до кучи, все равно бесперспективные. В институты нейрореабилитации наших все равно не возьмут, хотя может если бы реальные спецы работали с нами, то мы и достигли бы высот Марининой Вари например. А так, в любом случае придется работать самим в основном. Обращалась я в центры эти, хотя бы просто диагностику провести, чтобы уточнить. Послали меня далеко, сказали ваше место у психиатра, там и лечитесь.

OlgaLD: Swetlaia

Swetlaia: OlgaLD Увидела темы коммуникация с помощью картинок и вспомнила что нам еще советовали организовать календарь для сенсорного алалика. Думаю он на все возрасты подходит и вам в том числе. По принципу как у детей с РАС. На день вывешивается плакат с расписанием. Например умыться - нарисован умывающейся ребенок. Потом завтрак, прогулка, поход в школу/гости ну и т.д. И перед каждым действием подходить к календарю и проговаривать и показывать - сейчас идем гулять, например. Чтобы запомнилаись предложения по ежедневным действиям. Как то так. Может где то есть это расписано подробно, мне показывали примеры на консультации.

OlgaLD: Swetlaia Да, я думаю так сделать, когда в школу пойдем

OlgaLD: Ольга Доленко http://olgadolenko.blogspot.ru/2013/09/narusheniyeponimaniyarechivdoshkolnombozraste.html Нарушения понимания речи – довольно разнородная группа расстройств. Ребёнок может не понимать речь по разным причинам. Например, при снижении слуха он не в состоянии чётко различать звуки родной речи, при умственной отсталости ему сложно понять смысл услышанного. При аутизме также существует специфическая проблема понимания речи, связанная с буквальным восприятием слов и выражений, а также с неумением использовать речь для обмена информацией. Кроме того, аутичный ребёнок, погружённый в собственный сенсорный опыт познания окружающего мира (визуальный или тактильный), довольно часто не воспринимает речь как источник информации о происходящем вокруг. Последние годы мне всё чаще приходится знакомиться с аутичными детьми, которым логопеды устанавливали диагноз «сенсорная» или «сенсо-моторная алалия». Родители таких детей ориентированы на то, что именно с таким речевым расстройством и связаны все проблемы развития и поведения.С другой стороны, не раз приходилось наблюдать детей дошкольного возраста, которым был установлен диагноз аутистического расстройства только на том основании, что они не откликались на своё имя, не осмысленно повторяли слова и не могли отвечать на простые вопросы. При этом они проявляли завидную сообразительность в тех случаях, когда понимание ситуации не зависело от речевой инструкции взрослого. Такие дети с лёгкостью предугадывали смысл происходящего по выражению лица родителя, интонации, окружающей обстановке и т.п. То есть, они явно демонстрировали способность к социальной интуиции (способности предугадывать намерения других людей), которая, как известно, нарушена при аутизме. В международной классификации болезней (см тут) расстройство рецептивной речи</a> выделено в отдельную категорию (F80.2) и противопоставлено аутизму (F84). То есть предполагается, что хотя при аутизме и имеют место проблемы рецептивной речи (то есть нарушение понимания обращённой речи), следует отличать их от изолированного расстройства языкового развития, называемого "рецептивным расстройством речи" (по всей видимости, термином «сенсорная алалия» логопеды постсоветского пространства обозначают именно это речевое расстройство). Термин «рецептивная речь», на самом деле, имеет более широкое значение и включает в себя любые процессы восприятия и понимания речи, в противоположность понятию «экспрессивная речь», то есть говорению. Как это часто бывает в медицинской терминологии, происходит некая путаница, когда название расстройства - «расстройство рецептивной речи» - отождествляют с любыми проблемами понимания, встречающимися при разных видах нарушений развития, в том числе и при аутизме. Какое значение всё вышесказанное может иметь для реабилитации детей? 1. Дети, страдающие аутизмом и дети с рецептивным расстройством речи имеют ряд схожих симптомов в поведении, однако реабилитация детей с расстройством рецептивной речи и детей с аутизмом имеет свои особенности. Поэтому правильно и своевременно установленный диагноз – необходимое условие для эффективной коррекционной работы. 2. Логопед, подозревающий у ребёнка проблемы понимания речи, может не учитывать особенности его поведения, а также другие симптомы, характерные для аутистического расстройств, поскольку не является экспертом в области детской психиатрии. Родители могут длительное время направлять свои усилия исключительно на логопедическую коррекцию, не уделяя внимания формированию социальных навыков, адаптивного поведения, нарушенных при аутизме. Кроме того, логопедический диагноз «сенсорная алалия» или «сенсо-моторная алалия» психологически легче воспринимается родителями и может надолго «усыпить» их бдительность в отношении возможного аутизма. 3. Не меньший вред наносит гипердиагностика, когда один-два похожих симптома, встречающихся при различных проблемах развития являются доводом для постановки диагноза «аутизм». Цель данной статьи – ознакомить родителей с признаками рецептивного расстройства речи, для того чтобы они могли более грамотно квалифицировать проблемы речевого развития своего ребёнка. Кроме того, ниже будут приведены общие рекомендации для детей дошкольного возраста, которым уже установлен диагноз рецептивного расстройства речи. ПРИЗНАКИ РАССТРОЙСТВА РЕЦЕПТИВНОЙ РЕЧИ. 1. Нарушение понимания обращённой речи. Ребёнок не даёт адекватной реакции на обращённую к нему речь: - реакция на речь может вообще отсутствовать, и ребёнок производит впечатление глухого; - создаётся впечатление, что ребёнок то слышит, то не слышит; - может реагировать на шепотную речь и не реагировать на громкую; - не откликается на своё имя; - часто правильно выполняет инструкции с одной и той же формулировкой и наоборот затрудняется осмыслить перефразированный вопрос или просьбу; - лучше понимает речь матери; - неадекватно отвечает на простые вопросы (например, на вопрос «сколько тебе лет?» –называет своё имя); - повторяет заданный вопрос; - часто даёт «угадывающие» ответы (например, на любой вопрос отвечает- «да»); - наглядное подкрепление обращённой речи жестами, интонацией или мимикой заметно улучшает понимание; - ребёнок, как правило, следит за выражением лица и жестами окружающих взрослых, пытаясь угадать ожидания взрослого; - характерным является правильная реакция на простые просьбы близких в привычной домашней обстановке и растерянность и непонимание в непривычной обстановке. 2. Отражённый характер речи. Экспрессивная речь нередко представлена как непосредственными повторами за говорящим взрослым, так и отражёнными фрагментами из речи окружающих близких, рекламных роликов, сказок, стихов и т.п.. Как правило, эти высказывания употребляются ребёнком неосознанно и «вплетены» в собственные инициативные вполне адекватные обращения. Отражённая речь может быть плохо дифференцирована в произносительном плане и напоминать едва различимые абрисы слов. При грубых расстройствах понимания речь ребёнка может быть представлена только неосознанными отражёнными высказываниями. 3. Относительная сохранность инициативной речи. Если рецептивным нарушениям не сопутствуют серьёзные нарушения звукопроизношения то, как правило, у ребёнка формируется способность инициативно обращаться к окружающим, адекватно используя простые речевые высказывания, то есть коммуникативная сторона речи не страдает (в отличие от аутизма, при котором несостоятельной является именно коммуникативная сторона речи). 4. Нарушение коммуникативного поведения. Избегание речевого общения с окружающими возникает в результате того, что ребёнок уже имеет негативный опыт, когда его неспособность понять говорящего приводила к «неприятным» последствиям (рассерженность матери, наказание за «непослушание» или непредугаданные события). При условии эмоционально-комфортного окружения ребёнок с проблемами понимания демонстрирует коммуникативно-активное поведение, на доступном уровне взаимодействует со взрослыми и детьми. В кругу детей ребёнок такой ребёнок стремится «объединиться» с «безопасным союзником», с низкой коммуникативной активностью, при взаимодействии с которым легко инициировать и контролировать происходящее и избегает активных, общительных детей, задающих много вопросов и доминирующих в группе. 5. Достаточная сформированность наглядного интеллекта. Большинство детей с рецептивными нарушениями достаточно продуктивны при выполнении наглядных заданий, предъявляемых в адекватной форме, когда суть задания объясняется неречевым способом. Кроме того, такие дети вполне адаптированы в быту и легко обобщают накопленный житейский опыт, наблюдая за окружающими. 6. Стремление к постоянству окружающей среды. В отличие от ригидности поведения при аутизме, ребёнок с рецептивными расстройствами речи стремится поддерживать неизменным окружение из-за непонимания того, что пытается ему объяснить взрослый с помощью речи, либо когда похожая ситуация ассоциируется с негативным житейским опытом. Данный симптом почти всегда рассматривается родителями как проявление упрямства и капризности и достаточно жёстко пресекается, что приводит к ещё большей поведенческой дезадаптации. 7. Тревожность. Этот симптом часто сопутствует расстройствам понимания речи и свидетельствует о серьёзном нарушении адаптации ребёнка. Степень тревоги, как правило, не связана напрямую с глубиной рецептивного расстройства, а зависит от внутрисемейной психологической обстановки и ближайшего социального окружения, в котором находится ребёнок. 8. Навязчивые действия. Появление навязчивых действий всегда свидетельствует о выраженной дезадаптации, связанной как с глубиной речевого расстройства, так и с неадекватным социальным окружением (поведение членов семьи, неадекватность коррекционной работы). Чаще навязчивые действия представлены покусыванием или облизыванием губ, потряхиванием рук, но встречаются и более сложные. Как и при аутизме данные движения носят аутостимулирующий характер и являются способом «сброса внутреннего напряжения», но в отличие от аутичных детей при рецептивных расстройствах навязчивые действия не выглядят вычурными и носят менее упорный характер. 9. Нарушения произвольной регуляции собственного поведения. Дети с нарушением понимания речи, как правило, отличаются гиперактивностью и импульсивностью. Это связано с тем, в дошкольном возрасте функцию произвольной регуляции поведения выполняет речь окружающих взрослых. При нарушении понимания обращённой речи соответственно ребёнок не в состоянии самостоятельно контролировать собственную импульсивность. Кроме того, гиперактивное поведение, истощаемость и импульсивность могут выступать как сопутствующие симптомы, осложняющие коррекционную работу. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ РЕЦЕПТИВНЫХ НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ Рецептивное расстройство речи не означает умственную несостоятельность ребёнка. Это одно из сложных нарушений развития, имеющее ряд схожих симптомов с расстройствами аутистического спектра, и о котором многие специалисты, работающие с детьми, к сожалению, знают очень мало. Ребёнок с такими проблемами нуждается не только в помощи специалистов. Необходимо, чтобы вся жизнь ребёнка и поведение окружающих взрослых строились с учётом проблемы. Это значит, что добиться улучшения понимания обращённой речи можно только при условии «подстройки» под ребёнка его окружения (включая всех членов семьи, родственников, воспитателей в детском саду) Нарушение понимания речи в привычных для ребёнка условиях семьи бывает довольно сложно распознать. Если ребёнок употребляет слова и отвечает на простые вопросы – это не всегда означает, что он понимает значение этих слов. Маленький ребёнок ориентируется не столько на значения слов, сколько на интонацию, выражение лица, взгляд, жесты говорящего. Кроме того, многие речевые высказывания в адрес ребёнка повторяются в кругу семьи изо дня в день («сядь», «иди сюда» и т.п.), и ребёнок их узнаёт, образно говоря «в лицо», не понимая до конца их содержание. Именно поэтому он, как правило, лучше понимает свою маму, с которой проводит большую часть времени. Кроме того, ребёнок с проблемами понимания речи часто не лишён способности повторять речь окружающих людей, легко запоминает стихи, бытовые высказывания родителей, может быть многоречивым, что нередко создаёт иллюзию правильного речевого развития. Следует отметить, что ребёнок с рецептивным расстройством речи очень уязвим, его поведение дезадаптивно, он может быть тревожным, пугливым, или капризным, драчливым, неуправляемым, «делать всё по-своему». Его поведение нестабильно: в привычной, знакомой ситуации (как правило дома) он может быть упрямым, требовательным, капризным, а в незнакомой обстановке становится выражено тревожным, молчаливым, отказывается от контакта. Как уже было сказано выше, нередко у таких детей возникают навязчивые движения. Появление таких движений, как правило, свидетельствует о выраженности проблемы понимания речи или о том, что взрослое окружение ребёнка ведёт себя неадекватно. Очень важно, чтобы ребёнок чувствовал себя защищённым, был уверен, что взрослый всегда его поддержит и поможет справиться с трудной ситуацией. Необходимо быть внимательным к эмоциональному состоянию своего ребёнка. «Плохое» поведение и непослушание – это чаще всего своеобразный призыв о помощи. Следует сказать, что правила, которым необходимо следовать, чтобы помочь ребёнку лучше понимать речь не являются сложными, однако необходимым условием их эффективности является непрерывность, длительность и соблюдение всеми взрослыми, окружающими ребёнка. ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЁНКОМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЦЕПТИВНЫМ РАССТРОЙСТИВОМ РЕЧИ 1. Внимательно наблюдать за тем, как ребёнок реагирует на обращённую речь (игнорирует, теряется, делает не то, о чём просят; следит за жестами и выражением лица; не всегда реагирует на своё имя, «то слышит, то не слышит»; лучше понимает свою маму). 2. Снизить интенсивность речевых обращений к ребёнку и соблюдать при этом следующие правила: - смотреть в лицо ребёнку и убедиться, что он понимает, что вы к нему обращаетесь; - произносить только то, что имеет отношение к данной конкретной ситуации (например, «будем кушать!»); - «обсуждать» информацию, имеющую отношение к недавнему пережитому опыту ребёнка («мы гуляли», «мы ходили в магазин»); - обращение должно содержать минимальное количество необходимых слов; - в одинаковых ситуациях использовать одни и те же формулировки словесных высказываний (например, «Идём гулять!», но не «Сегодня мы пойдём гулять позже!», или «Пойдём гулять к деткам!»); - слова необходимо произносить чётко, достаточно громко, акцентировано, но используя естественную интонацию; - при необходимости подкреплять указанием на предмет при его назывании или демонстрировать действие; - необходимо расширять словарный запас только теми словами, которые обозначают предметы и действия из реальной жизни ребёнка; - использовать для просмотра и комментария детские книжки или картинки с яркими, реалистичными рисунками, желательно отражающими наглядный опыт ребёнка; - не использовать контекстную информацию (сказки, абстрактные тексты и выражения), т.к. такую информацию практически невозможно подкрепить дополнительными приёмами, улучшающими понимание. Например, как можно «продемонстрировать» ребёнку «Колобка», объяснить выражение «По сусекам поскребла» или «Жили-были»? - не оставлять ребёнка возле включенного телевизора, так как он будет просто повторять в дальнейшем услышанные и «запечатлённые» им фрагменты из фильмов и рекламных роликов, не понимая их смысла, что затруднит с ним работу по улучшению понимания речи. 3. Помощь ребёнку с рецептивным нарушением речи должна быть вплетена в повседневную жизнь семьи. 4. Распорядок дня должен быть организован в соответствии с возрастными нормативами (время сна, еды и т.п.) и быть стабильным изо дня в день. Такой режим является основой для ощущения ребёнком безопасности и предсказуемости событий, что крайне важно для адаптации при нарушениях понимания речи. 5. Каждое событие или действие режима дня должно сопровождаться одним и тем же речевым комментарием (его объём и содержание зависят от степени нарушения понимания – чем выраженнее проблема, тем лаконичнее). 6. Особое значение имеет формирование понимания простых просьб и обращений: «дай мне…»; помогайте ребёнку выразить своё желание («Мама, дай воды», «Я хочу пить»). Проговаривая за него, демонстрируйте, как это надо делать, используя других членов семьи («папа, дай хлеб!», «на, мама хлеб!»); 7. Необходимо постоянно поддерживать ребёнка, помогать, проявлять терпение, ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за неправильную реакцию на речевые просьбы. В заключение следует сказать, что при установлении диагноза расстройства рецептивной речи в раннем возрасте и адекватном коррекционном сопровождении в большинстве случаев проблему удаётся компенсировать вплоть до полного выздоровления.

Swetlaia: Очень интересная статья. Тут про РАС, но очень подходит для сенсорных алаликов, например как найти выход при нарушении поведения при гиперчувствительности. Наконец, любая дискуссия о «сенсорных потребностях» будет неполной без обсуждения вопроса сенсорной гиперчувствительности. Мы также знаем людей с аутизмом, которые крайне негативно реагируют на сенсорные стимулы (например, громкие звуки, яркое освещение) и которые слишком чувствительны к определенным поверхностям или тканям (например, ярлычку на одежде или определенным продуктам). Эти дети и взрослые учатся тем видам поведения, которые позволяют уменьшить подобную неприятную стимуляцию. Однако это не относится только к аутизму — повышенная чувствительность к определенным стимулам может быть и у людей без аутизма. Есть люди, которые будут испытывать сильный дискомфорт в ситуациях, которые покажутся безобидными большинству из нас (например, громкая музыка). Люди с необходимыми исходными навыками начнут прибегать к поведению, которое позволит уменьшить тревожность, связанную с неприятным сенсорным опытом, например, это может быть избегание (покинуть ситуацию), уклонение (не допустить подобную ситуацию) или несовместимое поведение (техники релаксации). Но в этих случаях у человека уже есть сложный репертуар навыков. Редко встретишь взрослого человека без аутизма, который начнет кричать или драться, столкнувшись с сенсорным дискомфортом. У большинства из нас есть сложный речевой репертуар, который позволяет нам компенсировать ситуацию или договориться более социально приемлемым образом. К сожалению, у многих людей с аутизмом нет репертуара, чтобы облегчить тревожность или дискомфорт социально приемлемым образом. При этом многие неприемлемые виды поведения сформировались много лет назад и доказали свою эффективность для избавления от неприятной стимуляции. Если мы находимся в комнате, где слишком громко играет музыка, то мы уйдем или попросим ее выключить. Если и то, и другое невозможно, то мы можем решить потерпеть. При этом наш опыт говорит о том, что такое поведение как укусы приведет к нежелательным для нас социальным последствиям. Но что если: — Мы не владеем языком, чтобы попросить выключить музыку? — Мы не знаем, что можем уйти, или не можем об этом попросить, или нас заставляют остаться? — Социальные последствия не так значимы для нас, как для большинства людей? Другими словами, нам все равно, как мы будем выглядеть в глазах окружающих, и пригласят ли нас сюда снова? Если все вышеперечисленное верно, то мы вполне можем начать кусаться, чтобы музыку выключили или чтобы нас вывели отсюда. Теперь, предположим, что все эти навыки у нас есть, и мы всегда можем избавиться от стресса или сенсорной перегрузки, избежав ситуации, либо мы терпим дискомфорт, потому что такое поведение сформировано у нас социальными последствиями. Скорее всего, никто даже и не подумает, что у нас есть сенсорные проблемы и не предложит нам сенсорную диету или сенсорную интеграционную терапию. Однако, когда человек с аутизмом испытывает точно такой же дискомфорт и пытается избежать его единственным доступным способом, то говорят, что у него «сенсорные проблемы», хотя лучше сказать, что ему не хватает навыков. Так что наш финальный вывод — «сенсорные» трудности указывают на необходимость обучения новым навыкам, и этим навыкам можно обучать с помощью стратегий поведенческого анализа. Напоследок, мы вовсе не утверждаем, что у поведения вашего сына нет сенсорных причин. Мы лишь говорим о том, что возможны и другие объяснения его поведения, которые могут быть выявлены в ходе функциональной оценки, и эти альтернативные объяснения надо тщательно рассмотреть. Для того, чтобы разработать наиболее подходящий, индивидуализированный план терапии для вашего сына, сначала нужно проанализировать функции его поведения, оценить, есть ли сенсорные причины этого поведения (и связаны ли они с «потребностью» или «удовольствием»). Также необходимо определить навыки (например, навыки просьбы), которые сейчас у него отсутствуют и которые смогли бы вытеснить или заменить поведение кусания, либо позволить ему справиться с ситуацией, лучше повлияв на окружающую среду. Вся статья тут http://outfund.ru/mozhet-li-povedencheskij-analitik-pomoch-pri-sensornyx-problemax/

Swetlaia: В дополнение к статье могу сказать, что действительно, с появлением способов общения и с ростом умения показать свои потребности, нарушения в поведении у нас уменьшились. Например раньше в маленьком помещении, особенно белом или в помещении, где шумно, он начинал бить себя по голове, кричать, мог завалиться и орать. Сейчас он еще довольно часто закрывает уши руками, но уже будет хватать нас за руку и пытаться вывести из некомфортного места. Или будет коляску выталкивать, если мы в магазине например. И только если мы проигнорируем его настойчивые просьбы, начнет уже ныть и плакать. Другое дело поведенческий аналитик не дает ответ, что делать если нельзя выйти и уменьшить сенсорную нагрузку? Потому что ребенок конечно хорошо объяснит, что ему нехорошо в шумном месте, но мы же не можем сидеть все время в дома.

OlgaLD: Swetlaia Насколько я знаю, родители аутистов нередко используют наушники (в том числе декоративные, в виде меховой такой шапочки, или приглушающие звуки, такие большие наушники, а не только те, которые от мп3плеера в уши вставляются).

Swetlaia: OlgaLD Но нам то надо, чтобы слушал занятие... Индивидуально вне группы и шума он и так хорошо без наушников занимается, находится. Как справиться с гиперчуствительностью к звукам именно для интеграции в коллектив.

OlgaLD: Swetlaia Не знаю. Ваня не гиперчувствителен, в шуме нормально находится, просто отключает звук, похоже. И не понимает.

Swetlaia: OlgaLD У нас к сожалению она не проходит(. Вроде уменьшалась немного, но сейчас опять по новой началось, волнами какими то, перегружается.

assol: Знакомая мама для своего ребенка с алалией использует Томатис. Очень довольна. http://europsycenter.ru/metod-tomatisa-lechenie-autizma Не конкретно этот центр, здесь просто о методе можно почитать

OlgaLD: Я очень подробно читала о методе, но поняла, что в нашем городе, например, проверить качество услуги невозможно. Вполне вероятно, что это все пустышка за большие деньги. Не сам метод, а то, что у нас предлагается. Тем более что правильно обследовать Ваню, чтобы выяснить, что именно ему нужно, тоже невозможно, значит, программа будет назначаться на глазок. Решила не делать этого.

Swetlaia: Очень интересный пост и не менее важное обсуждение про стимы, сенсорные нарушения, сенсорную интеграцию, десенсибилизацию. Олег Кагарлицкий о симптомах растормаживания.

Swetlaia: У нас увидели поражения мозга в левом височном отделе левого полушария, выраженная задержка формирования коркового ритма. Заключение - сенсорная алалия. Сказали, что это не врожденное нарушение, а уже приобретенное.

Хельга: Swetlaia а может это как-то на рост Олежки влиять ?

Swetlaia: Хельга Не знаю. На рост может влиять гипофиз, я не очень разбираюсь как он там находится. Но опухолей не увидели, а значит сделать ничего все равно нельзя, уж как есть.

Хельга: Swetlaia

Юлия Ю: Swetlaia Света, а как увидели? МРТ?

Swetlaia: Юлия Ю Пока на ЭЭГ современном. МРТ сказали сделать позже, у нас наркоз вот только был недавно, надо время. НО МРТ ничего не поменяет. Это не лечится, а занимаемся мы уже учитывая эту особенность. Единственно, что теперь мне будет что предъявить всем сомневающимся в том, что я говорила, что ребенок не слышит речь. К школе может будет можно как то учесть эту особенность. И попробовать доказать психиатрам, что это он не тупой и не уо такое тяжелое, а он не понимает что они там губами шлепают.

turist: Swetlaia Вот так и живем. Сначала мама диагнос поставит, а там и врачи подтянутся. Ужас.

Swetlaia: turist , меня столько убеждали, что этого не может быть.Плюс Олежа еще сумел скомпенсироваться и стал часть слов понимать на слух, что я уже сама начала сомневаться и пытаться переводить занятия с упором на слуховое восприятие. Сейчас понимаю, что как правильно мы перешли на пекс. Ты же сама видела как он перегружается от громких звуков, это то видно невооруженным взглядом, почему никто из спецов это не понимал? Даже дети! эти поняли и специально ему кричали, чтобы посмотреть на реакцию. Наташа сразу увидела, ЦЛП сразу увидели. А ДСА нет.

венера: Swetlaia пишет: Пока на ЭЭГ современном. А где именно Вы делали это ЭЭГ ? Нам нужно разобраться с причиной приступов, которые у Насти начались в переходном периоде

Swetlaia: венера Мы были у Ивановой Ольги Анисимовны, она работает в центре Очаг. Но к ней запись долгая, мы с сентября не могли попасть.

OlgaLD: Света, ну есть какой-то плюс в том, что есть теперь обоснование... а приобретенное-то от чего? и как они узнали, врожденное или приобретенное, да еще по ЭКГ?

Swetlaia: OlgaLD пишет: Света, ну есть какой-то плюс в том, что есть теперь обоснование... а приобретенное-то от чего? и как они узнали, врожденное или приобретенное, да еще по ЭКГ? Приобретенное, потому что органика. От чего, у нас несколько причин, гипоксия из за ВУИ, воспаление мозга было как осложнение после пневмонии, ну и гипотериоз, когда отменяли гормон.

OlgaLD: Понятно.

наткох: Swetlaia , гипотериоз тоже мог повлиять!?Вот сколько причин! Есть еще толковые врачи. А то все говорят, вы построже с ребенком, балуете, дисциплина, занимайтесь больше, а органику никуда не денешь, надо как-то компенсировать.

Swetlaia: наткох пишет: гипотериоз тоже мог повлиять! В описании есть, что если не компенсировать, то происходят нарушения в коре мозга. У нас был длительный период почти год, когда ТТГ было постоянно повышено, нам врач снизила дозировку и все пошло в разнос. Может не из за него, это как один из вариантов. Я думаю, что все таки из за инфекции, когда был сильный отек мозга. Никто не проверял и не предлагал нам как то лечить это, просто наблюдали чтобы жидкость в желудочках не увеличивалась и все. А я б знала к чему это может привести

OlgaLD: Swetlaia



полная версия страницы