Форум » Трибуна специалиста » Методическая литература: Глобальное чтение » Ответить

Методическая литература: Глобальное чтение

OlgaLD: Методлитература, фрагменты

Ответов - 64, стр: 1 2 All

iraira74: Тамара спасибо, Тамара!

дарина777: Тамара Спасибо большое,очень нужная вещь

alex08: Спасибо большое за Вашу помощь!


дарина777: Тамара Уже занялись прочтением,начинаем обучение

Тамара: дарина777 молодцы

Тамара: Подскажите пожалуйста,как загрузить фото.

Destiny: Тамара там где вы пишите сверху есть полоса значков,так вот нужен значок где нарисован мужчина т.е картинка с компьютера!

Destiny: Тамара Тамара пишет: Обучение чтению. интересно!

Destiny: Тамара

детенок: Тамара спасибо за идею!

САШОК: Тамара пишет: Обучение чтению. А вот скажите мне, если ребенок букв не знает совсем - ему можно тоже так же слова показывать... или надо вначале весь алфавит выучить? Вообще не хочет с буквами заниматься... только в машинки играть любит... Так я ему на машинки двухсторонним скотчем буквы приклеяла... Он везет а я повторяю букву М везешь, это как МАМА, МОЛОКО... Ну машинок уже не хватает... надо докупить...

veremejka: Сашок, нам буквы были неинтересны, пришлось слова(но мы же не разговариваем), а буквально недавно сам ставит Азбуку тетушки Совы (раньше не хотел смотреть, но, видно, запомнил) и требует буквы. Достала магнитные, вот они и демонстрируют друг-другу Данилка и тетушка Сова. Посмотрим, что дальше будет.

Тамара: veremejka Молодцы.

САШОК: Тамара мы занимаемся каждый день азбукой, уже месяца четыре... Санечка не повторяет, но любит слушать буквы А, И, Я. А произносить не хочет. В компьютерной азбуке повторяет только К,Л. - так смешно говорит КЕ,ЛЕ ... Вот такое впечатление что пять букв в алфавите...

Тамара: САШОК Вы занимаетесь ВСЕГО 4 месяца. Чтобы добиться результатов-нужно заниматься каждый день в течении года-через год видно сдвиги. Через два года-еще больше успехов. Так с каждым годом у детей развивается речь,память, фонематический слух. Настраивайтесь на марафонскую дистанцию-побеждает тот-кто пройдет этот марафон.

САШОК: Тамара Спасибо за пояснения! Мы будем чемпионами!!! Ведь раньше он и не слушал буквы, а теперь слушает - значит и заговорит! Я и говорила, что поздно форум нашла... Но мы будим стараться и периодически делиться успехами или просить совета.

veremejka: Вообще заметила, что у нас нет плавного прогресса в занятиях. Кажется стоим на месте и все, каждый раз сначала ждешь, потом просто упорно продолжаешь и , кажется без всякой причины или какого-либо дополнительного толчка, Данилка выдает, что так долго ждалось. И опять.

Тамара: САШОК veremejka Ну как же без всякой причины. Причина есть -занятия. Поэтому есть и успехи.

OlgaLD: veremejka Мне кажется, тут применим закон "переход количества в качество"

veremejka: Из всего, что скачивала для стало самым ценным фильмы из серии Понималки. У нас все шесть+ Понималка детский язык жестов. Меня как-то критиковали, что он отличается от жестового языка, но Данька после Понималки соединил для себя жест-звучание-карточка и пока только увеличиваем запас значений. Вот именно после нее, это где-то с мая месяца, у нас пошел толчок нового, который пока по нарастающей (стучу по дереву). Нам это очень помогло и смотрит и сейчас с удовольствием.

Тамара: veremejka Мы на занятиях соединяем жест и звук - это и фонетическая ритмика, и логоритмика. Если вам помогает, занимайтесь. Нет единой ,универсальной методики.Помогают жесты вашему сыну,слава богу,занимайтесь. Просто тут на форуме есть мамы,которые занимались жестами,а сейчас ребенок не хочет говорить- все показывает жестами. И еще раз о жестах- это идёт из-за границы,а наши с легкостью подхватывают. Почему с легкостью-да потому что проще научить жесту. А вот научить говорить-надо трудиться до седьмого пота.

veremejka: я и ждала, вернее не ждала, а пробывала, что могла до 6 лет. И когда уже видишь, что если не будет общения и ребенок не может донести до тебя что-то свое и начинает истерить, я думаю, от жестов хуже не будет.

Natalik: Тамара пишет: Почему с легкостью-да потому что проще научить жесту. А вот научить говорить-надо трудиться до седьмого пота Полностью с Вами согласна. Я всегда была противницей жестов. Тамара Николаевна, очень жаль что раньше с вами не встретились, когда ребенок молчал как партизан и сам придумывал себе жесты. Но лучше поздно, чем никогда Ваши клипы делают просто чудо.

Тамара: Natalik Спасибо, Наталья. Это ваша Таня чудо- я её очень люблю.

Natalik: Тамара ВЗАИМНО

ОльгаВл: veremejka Вообще заметила, что у нас нет плавного прогресса в занятиях Наши детки медленно накапливают знания,под конец приятно удивляют.Сейчас у Тани такой прогресс в вышивке изонитью,очень быстро вышивает. Молчала тоже как партизан до 5 лет,из букв знала только гласные.Пропевали слова по слогам,ей помогало то,что она видела гласную.Наше общение тогда было похоже на игру мама угадай сейчас я тебе нарисую Рисовать любила,а писать буквы не хотела,если не считая буквы О.Только,когда ей уже было 7 лет,пришло в голову сравнить каждую букву с чем-то.Ш-похожа на расческу,Э-показывает язычок.

Тамара: ОльгаВл Есть алфавит Лупан

САШОК: Тамара пишет: Есть алфавит Лупан Еще рас спасибо! Нам наверное тоже будет интересно такой алфавит ...

ОльгаВл: Да,встретится с вами Тамара Николаевна,когда Танюшка была маленькая!Когда вы объясняете,все становится понятным.

Тамара: ОльгаВл

мэри попинс: Тамара,а подскажите,пожалуйста нам вот 5,5,у на по всему дому развешаны картинки,самые простые,любим путешествовать и смотреть,мяч,пирамидка,кукла,погремушка.много раз рассматриваем,картинок из 7 гномов,ничего лишнего,белый фон и яркая картинка,изображения чего либо.2 раза в день,занимаюсь картинка и соответствующий предмет в приделах дома.может ему буквы хоть гласные нарисовать и развешать или еще рановато? ,карточек всяких,взяла животные ,предметы обихода,мебель,цифры ,фигуры.

Тамара: мэри попинс Я бы сейчас делала пальчиковую гимнастику,фонетическую ритмику,логоритмику. Буквы можно показывать с 9 месяцев . Сейчас еще рановато.

мэри попинс: пальчиковую делаем 3 раза в день,а как выглядит фонетическая ритмика?

turist: Выложила еще свои карточки по глобальному чтению. http://oursun.ucoz.ru/load/kartochki_po_globalnomu_chteniju_prodolzhenie/1-1-0-13

Блэк: Спасибо Марина, пользуемся вашими карточками, только вот интерес пропал почему то, раньше сам просил. а теперь не заставишь, такой лентяй стал, возможно это кризис 5 лет... или лето...

Блэк: Тамара Спасибо за ценную информацию! Очень помогаете! баба Лена.

Тамара: Блэк

Тамара: мэри попинс Учим говорить особенного ребенка. Глава 7 Работа над звуками. Фонетическая ритмика. Эффективным методическим приемом является фонетическая ритмика. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв. Гласные звуки. Движения, сопровождающие про¬изнесение гласных звуков, должны быть плавными и доста¬точно продолжительными. А – руки перед грудью. Произносим звук А– ши¬роко разводим руки в стороны. Используем кинестетическое восприятие. Если проложить руку к груди, то чувствуем вибрацию. Обращаем внимание ребенка на то, что рот широко открыт, язык лежит неподвижно. О – руки внизу. Произносим звук О – руки через стороны поднимаем вверх и соединяем над головой. Губы круглые, язык неподвижный. У- кисти рук у плеч. Произносим звук У – руки вытянуты вперед. Э – руки вперед – в стороны. Произносим звук Э – руки поднимаем к плечам. И. – кисти рук у плеч. Произносим звук И – тянем руки вверх, приподнимаемся на носки.. Используем кинестетическое восприятие. Одну руку прикладываем к темечку, вторую на горло. Согласные звуки. Согласные звуки вызываются главным образом в сочетании с гласными. По характеру ар¬тикуляции можно выделить согласные: взрывные глухие (п, т, к), взрывные звонкие (б, д, е), смычно-проходные (м,н,л), фрикативные глухие (ф, с, ш, х), фрикативно-звонкие (в, а, ж), вибрант (р), аффрикаты (ц, ч). Взрывные глухие согласные. Движения, со¬провождающие произнесение звуков этой группы, быстрые, резкие, по динамике напряженные. П: произнося слог ПА, резко опустить руки со сжатыми кулаками вниз; резко опуская руки со сжатыми кулаками вниз, одновременно произносить ПА- ПА- ПА. Т: произнося слог ТА, резко раскрывать сжатый кулак, раскрывая сжатые кулаки, одновременно произносить ТА - ТА- ТА. К : произнося слог КА, резко откинуть назад голову, одно¬временно руки, согнутые в локтях, резко отвести назад. Взрывные звонкие согласные. Движения, со¬провождающие произнесение звуков этой группы, быстрые, но расслабленные. Б – руки согнуты в локтях. Произнося БА - БА -БА, расслабленно встряхивать кисти рук, одновременно медленно наклоняясь вперед; произнося слог БА, резко, но расслаблен¬но опустить руки вниз. Д – руки перед грудью. Произнося ДА- ДА- ДА встряхивать кисти перед грудью; произнося да, утверди¬тельно кивнуть головой. Г- произнося ГА- ГА -ГА многократно соединять указа¬тельный и большой пальцы рук; произнося ГА, соединить ука¬зательный и большой пальцы рук. Смычно-проходные согласные. Движения, со¬провождающие произнесение звуков этой группы, медленные, плавные, несколько напряженные. М – руки согнуты в локтях на уровне груди. Произ¬нося слог МА, на М руки вытягивать вперед, как бы преодоле¬вая сопротивление воздуха, на А – руки свободно разводятся в стороны. Интервала между движениями нет, одно движение плавно переходит в другое. Н. – руки перед грудью ладонями к себе. Произнося слог НА – руки вперед, ладонями вверх.. Л – руки согнуты в локтях, подняты на уровне плеч. Произнося ЛЯ -ЛЯ -ЛЯ, делать вращательные движения ки¬стями рук. Фрикативные глухие согласные. Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, плавные, продолжительные, очень напряженные. Ф – руки на уровне шеи ладонями от себя, локти вниз. Произнося звук Ф, развести руки в стороны. Х. – руки согнуты в локтях, ладонями от себя, локти вниз. Произнося звук Х, руки вытянуть вперед. С – руки перед грудью. Произнося звук С , руки опустить вниз или развести в стороны. Ш – руки перед грудью. Произнося звук Ш, делать волнообразные движения вниз. Фрикативные звонкие согласные. Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, очень на¬пряженные, дрожащие. В – руки в стороны. Произнося звук В – слегка покачивать прямыми руками и туловищем. З – руки перед грудью. Произнося звук З – про¬водить вибрирующие движения кистей рук перед грудью. Ж – руки перед грудью. Произнося звук Ж – рез¬ким волнообразным движением опустить руки вниз. Вибрант. Произнося звук Р , согнутые перед грудью руки вращать одна вокруг другой. По динамике напряженно. Аффрикаты. Работа по вызыванию аффрикат начинается когда ребенок правильно произносит оба звука, «Т , С», «С,Ш». Сначала нужно на¬учить ребенка произносить оба согласных звука без интервала. Т С-Т С - Т С=Ц-Ц-Ц Между движениями, сопровождающими произне¬сение этих звуков, также не должно быть интервала. Сокращая время произнесения звука , надо перейти на одно движение, резко, с силой раскрыть кулаки. Используя тактильные ощущения ребенка, дать почувствовать силу воздушной струи. С Ш – С Ш –СШ=Щ-Щ-Щ Дифтонги. Работа проводится в два этапа: сначала ребенка учат произносить звук и вместе с другим гласным звуком слитно так, чтобы один звук как бы вливался в другой. Произнесение звуков сопровожда¬ется движениями, так же плавно переходящими одно в дру¬гое. ИА- ИА-ИА-ЙА-ЙА-Я-Я-Я ИО-ИО-ИО-ЙО-ЙО-Ё-Ё-Ё ИУ-ИУ-ИУ-ЙУ-ЙУ-Ю-Ю-Ю Первые звуки, над которыми необходимо работать : 1. Гласные А,О,У,Э. 2.Согласные П,М,В,Т,Н,Л. Фонетическая ритмика в этот период помогает формированию звуков по подражанию. Она готовит артикуляционный аппарат к воспроизведению звука. Ребенок быстрее запоминает буквы с помощью фонетической ритмики. Фонетическая ритмика - это движения, а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно.

анара: Наш Армашка какой то не усидчивый его внимания хватает на 2-3 минуты потом он начинает отвлекаться и все раскидывать, а если нечего раскидывать, то отвлекается по сторонам,даже на тени деревьев. Даже логопед сказала в РЦ что Арман не усидчивый. Как его заинтересовать

Тамара: анара Ваш малыш еще маленький. Занимайтесь. Все у вас будет хорошо. Постепенно он привыкнет к занятиям и внимание будет дольше.

мэри попинс: Тамара потресающе!будем заниматься!

Тамара: мэри попинс

veremejka: И мы будем. спасибо.

Тамара: veremejka

Asia: Тамара Большое спасибо. Гласные -а,у мы уже освоили и постоянно их показываем,а вот про другие звуки не знала как показать,теперь пойдем дальше.

Тамара: Asia Удачных занятий.

света: Не нашла темы по глобальному чтению, поэтому создала новую. Модераторы, если есть такая тема, то перенесите мой пост, пожалуйста! Хочу рассказать о Верочке. На данном этапе мы с Верой занимаемся по второй папке программы "Смотри и учись". 1. Берём книгу "Чий м"яч?" м"яч лялі м"яч киці м"яч собаки читаем эту книгу вместе с Верой 2. Кладу перед ребёнком планшет со словами: киця, собака, ляля, м"яч Показиваю первую любую карточку со словом и читаю слово. Прошу Веру найти єто слово на планшете. Вера находит слово с трудом, но иногда быстро находит. Нашли слово, прошу положить карточку со словом на слово на планшете. Даже если перед этим она нашла это слово, то карточку кладёт не всегда верно, может положить на другое слово, но после моих "не правильно", всё таки ищет правильное слово и кладёт верно. Занимаемся недели 2,5 уже каждый день по несколько раз в день, но пока никаких продвижений вообще. Как путалась Вера так и путается. Сегодня взяла следующие 2 книги Спить ляля спить ведмедик спить дитина спить киця спить собака спить Їсть ляля їсть ведмедик їсть дитина їсть киця їсть собака їсть и планшет со словами: дитина, ведмедик, їсть, спить. Дела со вторым планшеток, точно так же как и с первым, как будто бы с первым мы и не работали. Вот так у нас

Вероничка (уфа): Я карточки пишу сама, акварелью либо гуашью, красным цветом. Начанала с 5 карточек, те слова которые все время на слуху и которые мы точно знаем, мама, папа, ляля, Устина, Макар. Сначало просто показывала в течении нескольких секунд. Ему было мало, он просил снова и снова, а к вечеру уже повторял за мной. На след день я не удержалась от соблазна проверить его знания, показывала карточку молча, а он уже читал. Потом сделал новые карточки, с названиями животных, когда освоили их добавила фрукты, некоторые продукты которые он любит. Макару очень понравилась такая, как бы игра, сначало я ему показываю карточки и произношу, потом выкладываю их по 3-4 в столбик прошу показать "где жираф, где кошка и тд.", он все верно показывает я карточки убираю, когда остается одна карточка я прошу его прочитать, он верно, в основном, называет вслух. Но если ошибется больше 2х раз, отказывается заниматься. К глаголам мы еще не переходли, я сама не совсем поняла всю систему, вчера нашла интересный сайт для аутистов, там перечитала еще раз информацию по глобальному чтению, поняла что делала не совсем правильно, нам пора уже вводить глаголы.

Вовкина мама: Вероничка (уфа) Что за сайт, дайте, пожалуйста ссылочку? Я тоже хочу начать, то есть, мы, как бы начали, я пока только показываю карточки и называю, что на них за предметы, у нас в ходу картинки с игрушками из школы семи гномов, пока , те, которые в книжке, те, что отдельно и поменьше показываю, но Вовчик вырывает карточки, в книжке лучше показывает и смотрит, а маленькие вырывает и в рот. Я по неосторожности, оставила ему альбом для фотографий поиграться ( в нем, в альбоме, были засунуты эти карточки) прихожу, а Вовка две карточки разорвал, и как достал то, и половину сжевал. Две страницы в альбоме порвал, так что мне теперь машинку и юлу восполнять как то надо.

temi4ka: Вероничка (уфа) Вы карточки без картинок делаете? По Доману? Красными крупными буквами? Я вот тоже хочу с них начать, а потом уже добавлять те, на которых с одной стороны картинка, а с другой слово.

Вероничка (уфа): temi4ka да, получается по доману. Но шрифт у меня не такой как положено, и сами карточки по меньше. А так тоже пишу красным, сама не совсем поняла когда надо переходить на черный цвет. Пока у нас идет восприятие только красным цветом, если пишу слово черным то идет уже путаница. Пока у нас все слова без картинок, тк я карточки делаю вручную мне сложнее подобрать картинки. Сначало решила вводить все знакомые слова.

Вероничка (уфа): Вовкина мама http://lib.rus.ec/b/203812/read там в принципе ничего нового нет.

turist: света Света, я несколько раз перечитала, мне кажется, что Варя бы так не стала заниматься. Довольно сложная задача искать такой же текст. Мы с ней год назад сначала выучили картинки, а потом я переворачивала 4 карточки словами вверх и спрашивала: где мяч? Она сначала пререворачивала каждую, в поисках нужного слова, а потом, после ряда повторений, безошибочно брала нужное слово. Вот тут уже можно попробовать и как ты делаешь. Найти такое же слово на планшете. Но я для начала больше двух-трех слов бы не брала. Всё-таки вас всех так и тянет устроить нудные занятия за столом вместо веселой игры. В 2-3 года с ребенком нужно ползать по полу, а не усаживать его за стол. И слова искать нужно обязательно в игровом моменте, обыгрывая ситуацию, искать пути. Помню, Варя вдруг начинает открывать карточки как попало, я вся в панике, вроде бы выучили, а она не усвоила. Тогда иду на хитрость и прошу, допустим, если написано название животного, как оно кричит сказать. Или показать на себе, если часть тела. Или, если глаголы, то сделать то, что написано. Вероничка (уфа) пишет: сама не совсем поняла когда надо переходить на черный цвет А я сразу черным писала, и проблем с восприятием не заметила.

turist: Я так и не понимаю как ребенок улавливает текст при глобальном чтении. Вот в воскресенье сидели мы в зале, а на журнальном столике лежала лупа. Варя ей заинтересовалась, я стала объяснять, что это увеличительное стекло, под рукой ничего не было, а на диване лежала книжечка с картами. Я положила её перед Варей, а лупой стала увеличивать слово Барнаул. Услышав знакомое, она обрадовалась, стала повторять: "Бабаул", разглядывая текст. Тогда я открыла страничку, где на карте нарисован Рубцовск и показала Варе. Она тоже рассмотрела это слово с лупой и без. К чему веду. Через пару часов я разбирала в шкафу старые бумаги. На полу лежал плакат, сын когда-то проект защищал, большими буквами написано в две строки: "История развития Рубцовского полиметаллического рудника". Варя взяла простой карандаш, повернула буквами ко мне и начала экзаменовать: показывает букву, а я должна называть. Если я торможу (я же бумаги разбираю в это время), то шепотом мне подсказывает: "п", я повторяю. И так по порядку. Предлагаю надпись повесить на магниты на доску. Вешаем. Варя отходит, смотрит, и, видимо, ей удается охватить её взглядом, она показывает "указкой" на слово "Рубцовского" и говорит: "Упокас", что в переводе с её птичьего обычно означает Рубцовск. То есть на карте "сфотографировала" написание, а здесь его "узрела".

temi4ka: turist Варя супер Марина, а Вы сначала картинки учили или сразу карточки, где с одной стороны картинки, с другой слова?

света: turist я долго думала, как заниматься с ней по этой программе. Пошла так как написано в методичке к программе. Картинки (они в первой папке) Вера знает все, и называет, как может, и по планшетам раскладывает. А вот следующий этап у нас не идёт. Мне выдали в Центре полностью программу с планшетами с карточками и т.п.

света: turist пишет: Всё-таки вас всех так и тянет устроить нудные занятия за столом вместо веселой игры. В 2-3 года с ребенком нужно ползать по полу, а не усаживать его за стол. И слова искать нужно обязательно в игровом моменте, обыгрывая ситуацию, искать пути. ну нету у меня совсем ни фантазии ни педагогического таланта, и вообще тяги к педагогике нету. Не умею я придумывать что-то, выдумывать. Мне нужны чёткие инструкции, которым я могу следовать

Тамара: Глобальное чтение. http://downsyndrome.borda.ru/?1-10-0-00000036-000-0-0-1314547043

мэри попинс: это все интересно,много раз уже перечитывала и на другом ресурсе читала,про чтение,думаю что пока мы малы,заниматься этим стоит в года 2,а сейчас будем пока ознакамливать с окружающими предметами и миром,пополнять пассивный словарь

Chestnut: turist пишет: на карте "сфотографировала" написание, а здесь его "узрела". Молодец, Варенька!!! Марина, твои труды не прошли даром, ребенок все свои знания применяет на практике - это так здорово!!! turist пишет: потом я переворачивала 4 карточки словами вверх и спрашивала: где мяч? Мы тоже так делаем. Причем детки запоминают все быстро. Я немного по другому делаю. Разбиваю слова по темам и объединяю в папку по 10 слов в каждой. Слова печатаю на компе крупными черными буквами, и показываю несколько раз в день. Есть у меня и набор таких же слов-карточек , но они маленькие и шрифт там маленький. Через несколько дней после папки в ход идут карточки, и уже на них я спрашиваю : где мяч? Показывают безошибочно из нескольких предложенных слов правильное. Могу делать и по-другому - выкладываю разные картинки и показываю слово "мяч", и спрашиваю покажи (слово не произношу, а показываю его карточку - мяч) - карточка мяч. Они тоже правильно показывают на мяч, после прочтения карточки. Причем карточкой я буквально мелькаю и прячу ее, но взгляд ребенка ее уже прочел, а найти картинку им легко.

Chestnut: света мы с Верой занимаемся по второй папке программы "Смотри и учись". Света, это немного другая методика, а не глобально чтение по Доману. У нас тоже есть этот набор, только на английском. Мы освоили первую папку, ко второй еще не переходили. А знает ли Вера глаголы - спать, читать, есть - те, что присутствуют в первой папке? А может вы первую папку еще не хорошо освоили, а уже замахнулись на вторую? Мы например, не все делали так, как описано в инструкции, а сами шли своим путем. Слова освоили - и значение, и написание, и найти их можем, и показать, и соотнести слово с картинкой, и на слух. Но опять-таки вторую папку еще не брали и сказать не могу как у нас пойдет. Но глобальным чтением по Доману я довольна - см . нашу тему, где я писала про девченок, что мы умеем в 3 года.

Савелик: А у нас почему то пошел протест к карточкам. Мы где то с полгода ими занимались, выбирали картинки из четырех, перешли к словам. А потом Савка резко отказался с ними играть, прячет под попу или ложится на них. Пробовала разложить на полу, он их аккуратно обходит.

OlgaLD: Тамара большое спасибо, я объединила темы!

света: Chestnut пишет: Света, это немного другая методика, а не глобально чтение Марина с Варей по этой методике занимаются. Нам выдали бесплатно в нашем центре "Даун Синдром" всю методику переведённую на украинский. Вот мы и решили попробовать. Chestnut пишет: А знает ли Вера глаголы - спать, читать, есть - те, что присутствуют в первой папке? конечно знает, уже очень давно. Она это знала ещё до того, как у нас появилась методика.



полная версия страницы