Форум » Выбор детского учреждения, методики - все о педагогике » Инклюзия - новое (продолжение) » Ответить

Инклюзия - новое (продолжение)

G-NA85: Девочки самая свежая информация об инклюзивном образовании. Обязуюсь стараться наполнять тему, так как отслеживаю новости и сама вместе с Аполлинарией участвую в эксперименте. click here открылся новый портал click here институт инклюзии

Ответов - 214, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Fruuu: turist Марина, мне все же кажется, что это личная интерпретации автора. Имхо

мама Леночки: Fruuu пишет: turist Марина, мне все же кажется, что это личная интерпретации автора. Имхо Пока не будет адекватных ФГОСТОВ, каждый субъект в лице органов испол. влсти Минобр, будет интерпритировать по своему.

OlgaLD: Добавлю материалов по инклюзии. Интервью с Мариной Азимовой (США), http://www.miloserdie.ru/articles/esli-my-ne-nauchim-etih-detej-byt-chastyu-sociuma-v-shkole-oni-obrecheny_1 Украинские документы по инклюзии (некоторые глобальные, как я понимаю) http://www.education-inclusive.com/pravova-osnova/ материалы по инклюзии из Беларуси. http://adukatar.net/rekomendatsii-po-inklyuzii-neformal-nogo-obrazovaniya/


мама Леночки: turist пишет:  цитата: Муниципальные органы ведут учет детей, проживающих на территории муниципальной территории и по возрастному критерию готовящихся к поступлению в школу. Уже на этом этапе неплохо бы органам власти понимать, какие образовательные потребности у детей с ОВЗ, – для того чтобы таким детям создавать условия для равного доступа к образованию п.6 ст9 ФЗ Об Образовании " учет детей, подлежащих обучению по образ. программам дошкольного, начального, основного и общего среднего об-я, закрепление муницип. образов. организаций за конкретными территориями муниципального р-на, округа". На местах это выглядит так, всю территорию муниципалитета вместе с детьми прикрепили к определенному уч. завед. ДОУ, школе. И сейчас право выбора уч. завед. у родителей обычных детей фактически отсутствует, если закреплен твой дом за школой №1 то только туда, в школу №5 только через прокуратуру или суд. Вот так это работает на практике.

мама Леночки: turist пишет: Язык как всегда иезуитский, такая казуистика, что смысл ускользает, но я четко вижу, что я, как родитель задвигаюсь на третий план после органов власти и ПМПК в решении вопроса, где лучше учиться моему ребенку Да, это мечта органов образования если сказали в "туда" значит только туда и родитель головы не должен поднимать Только в новом ФЗ родителей в п. 31 ст. 2 приравняли на ровне с учителями к участникам образовательных отношений. А это с юр. точки зрения очень о многом говорит.

OlgaLD: turist Читаю и скребу в затылке. Начнем с определения. Инклюзия в соответствии с новым законом об образовании определена как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. То есть, действительно, если следовать этому определению, если в специализированной, коррекционной школе для ребенка с ОВЗ (СД и т.п.) созданы условия для обучения, а они там чаще всего так или иначе созданы, - по крайней мере с точки зрения властей, да? - совершенно не обязательно "инклюзия" предполагает обучение в среде сверстников БЕЗ ОВЗ. Доступ к обучению есть - и всё. Процитирую то же, что процитировала и ты, Марина, Отметим, что обучение в классе со здоровыми сверстниками – это не безусловное право. Если ребенку необходимы специальные условия обучения, то возможность обучения в таком классе устанавливается ПМПК. Вот и вся инклюзия по-русски. Я согласна с Эвелиной, что это не закон, а чьи-то комментарии. Но предположительно на сайте "Особого детства" появляются комментарии юриста, имеющего опыт именно в "нашей" сфере, работы с детьми-инвалидами. Так что да, картина грустная получается.

мама Леночки: OlgaLD пишет: То есть, действительно, если следовать этому определению, если в специализированной, коррекционной школе для ребенка с ОВЗ (СД и т.п.) созданы условия для обучения, а они там чаще всего так или иначе созданы, - по крайней мере с точки зрения властей, да? - совершенно не обязательно "инклюзия" предполагает обучение в среде сверстников БЕЗ ОВЗ. Доступ к обучению есть - и всё. Мне это год говорит наш минобр что инклюзия это именно коррекционное учреждение для моего ребенка. Я каждый раз тыкаю в нос эту конвенцию и Салаамскую конвенцию. РФ все ратифицировала В ответ обычно наступает тишина. Нужны нормальные ФГОСТЫ, по другому я выход не вижую Соответствие Конвенции ООН о правах инвалидов Согласно статье 24 Конвенции (п. 1, 2) при реализации права инвалида на образование государства-участники обеспечивают, чтобы: а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования; b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания; c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности; d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения; e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.

OlgaLD: мама Леночки пишет: И сейчас право выбора уч. завед. у родителей обычных детей фактически отсутствует, если закреплен твой дом за школой №1 то только туда, в школу №5 только через прокуратуру или суд. Вот так это работает на практике. Ну, если речь идет об обычных школах и об обычных детях, у нас в городе на практике именно это работает так: условная школа №1 принимает всех детей, которых обязана принять территориально, то же самое делает условная школа №5. Если кто-то, кто относится к школе №5, желает очень сильно пойти в школу №1, он может это сделать, если в школе №1 есть места (по каким нормативам считается, что есть место, я не знаю точно).

мама Леночки: OlgaLD пишет: есть места (по каким нормативам считается, что есть место, я не знаю точно). Наполняемость классов, обычно все хотят в хорошую школу или сад. Если говорить об инвалидах, то нам место будет всегда т.к. на основании указа президента в первоочередном порядке и отказать с формулировкой нет мест у уч. заведения не получится.

turist: OlgaLD пишет: на сайте "Особого детства" появляются комментарии юриста, имеющего опыт именно в "нашей" сфере Именно потому я и написала. Если бы это была просто газетная статья - то да, а в "Особом детстве" юристы обычно анализируют, исходя из реалий. Разговаривала на днях с директором, обсуждали обучение Вари в нашей школе. Она очень обеспокоена, что пока нет правовой базы, чтобы взять моего ребенка по инклюзии. Только в общем порядке в обычный класс можно попробовать. Я её успокоила, что подготавливается ФГОС для детей с ОВЗ, там должны прописать, мол, подождем. А про школы и прописку знаю не понаслышке - у нас набирают не больше 100 первоклассников, а желающих более 200, это кто заявление подал. Классы давно сформированы, а люди идут, просятся, и не берут даже с пропиской на нашем микрорайоне, если опоздали.

Swetlaia: turist пишет: Классы давно сформированы, а люди идут, просятся, и не берут даже с пропиской на нашем микрорайоне, если опоздали. Именно так, мы при переезде не могли попасть в школу за домом, нам дали только одно место в гимназическом классе с углубленным изучением языков. В простых класах мест не было, пришлось репетиторами подтягивать уровень, иначе идите в другую школу. С нашими детьми такое не пройдет, никакими репетиторами естественно не дотянем. Отправят в коррекционку подальше. Да и уже отправляют. Я разговаривала в нашей школе, сказали что у них нет условий и все. Идите ищите где условия есть. И искать надо уже сейчас, потому что комплекс из садик+школа созданы и желательно выбирать садик в таком комплексе.

OlgaLD: turist пишет: и не берут даже с пропиской на нашем микрорайоне, если опоздали. Нет, а что делать?

Ассоль: Органы власти определяют, где – в каком учреждении в шаговой доступности и в каком виде – целесообразнее создать требуемые условия Ну да, ну да. У нас местные органы власти определили, что дети с F71 должны быть с системе соцзащиты и в школу 8 вида их не пускают всеми силами, хотя в этих школах тоже могут быть созданы условия, даже в уставах это прописано. и в каком виде – целесообразнее создать требуемые условия: в отдельном учреждении, реализующем адаптированную образовательную программу (специальные школы), или в обычной школе путем совместного обучения со здоровыми сверстниками, или обучения в отдельном (специальном) классе. Это, безусловно, нарушение права выбора родителя. У нас недавно была ПМПК - написали такое заключение, от которого я сама в шоке. Там, действительно, прописаны условия для моего ребенка - адаптированная программа, составление инд. учеб. плана на основе программы 8 вида (ну, вот эта фраза прямиком в 8 вид и направляет подтекстно...), щадящий режим пребывания в ОУ и проч., проч. А ВЫБОР ОУ осуществляете Вы сами, сказали мне на словах. Поэтому вот это: Отметим, что обучение в классе со здоровыми сверстниками – это не безусловное право. Если ребенку необходимы специальные условия обучения, то возможность обучения в таком классе устанавливается ПМПК. Пмпк не устанавливает возможность обучения в каком-то классе. Если в общеобраз. классе создадут условия, прописанные ПМПК, то почему это ребенок не может там учиться? Другое дело, что все прекрасно понимают, что в реале если не будет денег на создание условий, то и никаких условий не будет.

turist: OlgaLD пишет: Нет, а что делать? Вынуждают идти в школы в другом микрорайоне, там недобор. Я тоже считаю это незаконным. Переехала семья - что им делать? Но наш комитет по образованию не позволяет переполнять школу.

turist: Ассоль Оля, я тоже пообщалась с мамами детей, которых в этом году в школу 8 вида в нашем городе ПМПК направила. Один наш, - нулёвый, мама просто совсем никак не занималась. Только-только говорить немного начал. Другой аутист. Он все тесты прошел отлично, у него интеллект сохранный. Мама не знает, что для него лучше - идти в класс, где нечему учиться, но маленький, и понимает, что в классе с 30 детьми ему сразу же сломают психику и он начнет как раньше кричать. А других вариантов нет. А вот третий ребенок - у меня неделю стресс был. Он норма, у него инвалидность из-за проблем с пищеводом. Мама вообще думала его в гимназию отдавать. Однако ПМПК направило в школу 8 вида - только из-за нарушений речи - неправильно произносит 18 звуков. Он понятно говорит, слегка шепелявит, но если сравнить с Варей Ребенок читает, считает, в уме складывал двузначные числа еще прошлым летом. Мама-то решила еще год не отдавать в школу - с логопедом усиленно заниматься. Но сам факт

мама Леночки: turist пишет: Однако ПМПК направило в школу 8 вида - только из-за нарушений речи - неправильно произносит 18 звуков. Он понятно говорит, слегка шепелявит, но если сравнить с Варей Ребенок читает, считает, в уме складывал двузначные числа еще прошлым летом. Мама-то решила еще год не отдавать в школу - с логопедом усиленно заниматься. Но сам факт Я была на круглом столе в школе 8 вида, спрашиваю сколько учеников у вас?-отвечают 270, спрашиваю сколько с инвалидностью?-80 учеников, половину надомников, т.о. в школе только 40 человек. ПМПК всех не удобных без инвалидности отправляет в эти школы. А по приказу Минобра в классе (именно в школе) сложной структуры, сейчас это называется тяжелые множественные нарушения ТМН, могут быть дети с тяжелой УО, имеющие элементарные навыки самообслуживания. А на практике в лучшем случае надомно, в худшем вообще без образования.

OlgaLD: мама Леночки пишет: ПМПК всех не удобных без инвалидности отправляет в эти школы. вот и мне говорили, что в школах 8 вида нередко видят детей вообще без УО, а наши по контрасту сразу "очень тяжелые", конечно.

Мамамаши: Я работаю в вечерней школе. Сейчас она называется заочной. Так вот в нашем районе школам выдается по 2 миллиона рублей, в том числе и нашей школе, для реализации программы обучения детей инвалидов. Пандусы, компьютеры и т.д. Инклюзия шагает хорошими такими шагами. Авось, через 7 лет обычные детки станут более талерантны по отношению к особым деткам. Очень хочется верить, что Маша сможет учиться в обычной школе

OlgaLD: Юля, насколько я вижу (не своими глазами, а по разным публикациям), инклюзия в представлении буквально 99,999999% людей, включая, конечно, чиновников - для детей с ограничениями в движении (возможно, зрении, возможно, слухе), но ни в коем случае не для детей с интеллектуальными отклонениями.

Мамамаши: OlgaLD наш директор считает, что для всех. По крайней мере учителя наши рванули на курсы по тьюторству. Будем всё же надеяться на лучшее )

OlgaLD: Мамамаши будем!

OlgaLD: немного не в тему, но не знаю, куда "Более 60% инвалидов не могут получить образование в России" Диана Гурцкая http://www.asi.org.ru/news/diana-gurtskaya-bolee-60-invalidov-ne-mogut-poluchit-obrazovanie-v-rossii/ МОСКВА. Согласно статистике Росстата, в 2013 году в России было зафиксировано 580 тыс. детей-инвалидов, однако количество учащихся составило только 211 тыс. По мнению члена Общественной палаты РФ Дианы Гурцкой, это связано с тем, что в России с каждым годом уменьшается количество специализированных (коррекционных) образовательных учреждений. «Даже если предположить, что какая-то часть — это дети дошкольного возраста, то все равно картина получается печальная», — отметила первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по поддержке семьи, детей и материнства Диана Гурцкая во время круглого стола, посвященного Международному дню слепых, отмечаемого 13 ноября. По словам члена Общественной палаты РФ, в России с каждым годом уменьшается количество специализированных (коррекционных) образовательных учреждений. «С 2000 по 2013 год их количество уменьшилось более чем на 12%, об этом говорит та же статистика», — отмечает Диана Гурцкая. В начале сентября в связи с большим количеством обращений от директоров специализированных школ и интернатов члены Общественной палаты Диана Гурцкая и Роман Дощинский направили письмо председателю Правительства России Дмитрию Медведеву с просьбой сохранить систему коррекционного образования. Члены ОП РФ считают, что в настоящее время фактически происходит ликвидация системы специализированного коррекционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Они объясняют это тем, что в условиях единого стандарта оценки эффективности работы образовательных учреждений подобные заведения не могут пройти государственную аккредитацию. По официальным данным Минобразования, из 30 млн детей, проживающих в России, в коррекционной помощи нуждаются более миллиона. В октябре в столице на Суворовской площади состоялся митинг «За московское образование», участники которого потребовали от Департамента образования г. Москвы приостановить реорганизацию всех учебных заведений Москвы, решения о реорганизации которых приняты с нарушением существующих норм, включить в комиссию по оценке последствий реорганизации образовательных организаций представителей родительских сообществ Москвы, Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве и независимых от Департамента образования экспертов в области образования. Также в числе пунктов резолюции митинга — законодательное закрепление равного подушевого финансирования для всех московских школ, оказание особой государственной поддержки школам, работающим с детьми-инвалидами, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным поведением, школам надомного обучения, обеспечение максимально широкого общественного обсуждения при разработке регионального московского закона «Об образовании». Продолжается и сбор подписей под петицией в адрес вице-премьера Ольги Голодец с просьбой сохранить в столице компенсирующие группы для детей с ОВЗ, дать возможность инвалидам старше 18 лет обучаться в школах и создать общественную комиссию по оценке образовательной реформы для детей с инвалидностью. В настоящее время петицию подписали более 13 тыс. человек.

OlgaLD: http://www.edu-open.ru/Default.aspx?tabid=129 Образовательные учреждения города Москвы, реализующие инклюзивную практику

Light: OlgaLD спасибо большое за информацию!

Nadya 2010: Девочки,а у нас с инклюзией совсем туго.Только на бумажках и на семинарах.А в жизни нет.Вот сейчас занимаюсь вопросом быть или не быть:в саду или в школу.

OlgaLD: Nadya 2010 Да и у нас нет. И в Москве почти нет. И публикуют статьи, типа "выделили на инклюзию столько-то миллионов рублей", читаешь - на оборудование подъемников-лифтов-пандусов. О детях с интеллектуальными ограничениями нигде речи не идет. Я даже Михаилу Терентьеву тогда прокомментировала, ответа не было - наши "списаны" со счетов.

Колюшка: OlgaLD пишет: И публикуют статьи, типа "выделили на инклюзию столько-то миллионов рублей", читаешь - на оборудование подъемников-лифтов-пандусов. О детях с интеллектуальными ограничениями нигде речи не идет. Я даже Михаилу Терентьеву тогда прокомментировала, ответа не было - наши "списаны" со счетов. Как грустно, что так плохо обстоят дела для наших детишек. Я сейчас тоже зондирую почву для Коли на школу. У нас тут в нашем городке программа вроде есть, но она слабая, и не в каждой школе ... Местные родители, с кем я общалась очень недовольны как тут обстоят дела с инклюзией... Они тут жалобы пишут и в суды обращаются. Общалась с родителями из Торонто, там все гораздо лучше... Там уже накоплен большой опыт по инклюзии и для детей гораздо больше возможностей для развития... Будем наверное в следующем году переезжать в Торонто, по этой причине.

OlgaLD: Колюшка Понятно. Но в целом за рубежом, насколько я знаю, всё лучше по той простой причине, что там пройден этап принятия ПРАВА ребенка быть не таким, как другие. А у нас даже обычного ребенка, который чуточку не справляется с программой, готовы выгнать в школу так называемую "для дураков" (коррекционную, до сих пор можно услышать такое название), а для наших в результате даже там никаких мест нет.

alisochka: OlgaLD пишет: А у нас даже обычного ребенка, который чуточку не справляется с программой, готовы выгнать в школу так называемую "для дураков" (коррекционную, до сих пор можно услышать такое название), а для наших в результате даже там никаких мест нет. вот,у нас тоже самое в округе всего одна коррекционная школа и она как раз 8 вида но там вместо детей с уо учатся дети хулиганы либо несправляющиеся с программой что в мое школьное время,что сейчас(по словам знакомых) детей пугали:будешь плохо учится(плохо себя вести) отправим в школу для дураков(далее название школы)

Хельга: alisochka пишет: там вместо детей с уо учатся дети хулиганы либо несправляющиеся с программой что в мое школьное время,что сейчас(по словам знакомых) детей пугали:будешь плохо учится(плохо себя вести) отправим в школу для дураков(далее название школы) в мои школьные годы было то же самое. А ещё всех социально запущенных детей и просто лентяев - туда. Поколения меняются, а всё остается по-прежнему.

OlgaLD: Хельга Хельга пишет: в мои школьные годы было то же самое. Думаю, что в мои тоже. Но тогда я не задумывалась о том, что это может хоть как-то коснуться меня

Колюшка: OlgaLD пишет: Но в целом за рубежом, насколько я знаю, всё лучше по той простой причине, что там пройден этап принятия ПРАВА ребенка быть не таким, как другие. А у нас даже обычного ребенка, который чуточку не справляется с программой, готовы выгнать в школу так называемую "для дураков" (коррекционную, до сих пор можно услышать такое название), а для наших в результате даже там никаких мест нет. Да Оль, я согласна про права ребенка за рубежом, но вот у нас с чем я сталкиваюсь, все равно есть недоработки. И это касается не только детей с нашим диагнозом, но и всех детей инвалидов в целом. Есть некоторые трудности с инклюзией, особенно в сельской местности. Бывает такое, что сельским школам просто не дают бюджет на инклюзию и школа тогда детям инвалидам отказывает в образовании. И там уже родители должны сами как то выкручиваться. Самое простое конечно, это переезд в крупный город или же обучение на дому. Правда многие родители пишут жалобы во всякие инстанции, да в суды и к членам парламента на прием ходят... и в конце концов могут получить инклюзию по месту жительства, но на это может уйти очень много сил и времени... которого и так катастрофически не хватает. Конечно все-таки в общем и целом, права своего ребенка тут отстаивать можно. Главное изучить законодательство, а потом можно выступать в роли адвоката у своего ребенка. Я сейчас хожу по разным конференциям... так сказать перенимаю опыт адвокатства от других родителей. Надеюсь, что скоро тоже смогу выступать в этой роли для Коли. Да...система у вас осталась такая же как и в мои школьные 80 е годы...надо же за столько лет ничего не поменялось. У нас тоже 2 х детей из класса в школу для " дураков" отправили, причем дети и хулиганами не были, просто учеба тяжело давалась. А если же теперь мест для наших детей ни в каких школах нет , что ж тогда делать

turist: У нас в этом году пошел ребенок в первый класс. Его маме все пытаются доказать, что он необучаем, вытолкать на надомное. С предыдущим учеником они быстро справились, это у них второй с нашим диагнозом. Остальные сидят с диагнозом необучаем по домам. Тут мама знает свои права и сказала, что не дождетесь - будете учить. И пригрозила, что на следующий год придут еще двое (Варю посчитала, хотя мы туда не-не), а следом еще пятеро. Говорит, схватились за головы - а она им, мол, тренируйтесь на моём, теперь они в семьях, и не отвертитесь, придется учить.

света: turist Молодец какая мама!!! Пусть у них всё получится!!!! Марин, а ребёнок учится по общей программе?

Nadya 2010: Марина,тебе удалось добиться,чтобы Варя осталась в саду до 8 лет?.Внесли вы какие-то положения в закон?Вот я сейчас этим занимаюсь.Заведущая садом не против,чтобы Женя остался в саду,но ПМПК,написали с 2015 года обучение в школе.Предлагают идти в центр реабил.на подготовку к школе или специализ.детский сад.Есть у нас один в городе компенсирующего вида.Но не в моем районе.Наша организация говорит,пиши письмо в министерство образования,мы отредактируем и отдадим.Но самое интересное,что Женя хочет в школу.В садик не хочу,сегодня пошел в сад с букварем Жуковой.В школу парень хочет (это после "Буратино" мультика.

OlgaLD: turist пишет: У нас в этом году пошел ребенок в первый класс. Его маме все пытаются доказать, что он необучаем, вытолкать на надомное. Я тоже вчера разговаривала с нашим логопедом, она Ваню любит. Ее приятельница работает в ближайшей к нам школе 8 вида. Она тоже говорит, что там таких детей нет. Все относительно "легкие". Так что в принципе они выводят, наверное, таких детей тоже на надомное. Я и от надомного не зарекаюсь, посмотрим, как для Вани будет лучше. Если будут какие-то не очень детки в классе, всякое бывает. Другая логопед нам рассказывала, как была на практике в школе 8 вида, там были дети из таких семей, что они на уроке в школе сидели с ножами. И я эту женщину знаю, никаких причин ей не доверять у меня нет. Поглядим, как будет, поживем-увидим.

Nadya 2010: Оля,а Ваня в сад ходит?

OlgaLD: Nadya 2010 Да, Ванечка пока ходит в сад.

Nadya 2010: Вам разрешили до 8 лет?А что у вас за сад?Наш комбинирующего типа с проблемами развития речи.Группа ЗПР,но сейчас наз.ИПК.И ПМПК не хотят оставить на год.Буду добиваться,если не получится,пойдет в школу.Сейчас езжу по школом,узнаю.

OlgaLD: Nadya 2010 Надя, у нас ничего не потребовалось для того, чтобы остаться в садике, кроме заявления "Прошу оставить моего ребенка в саду на следующий учебный год в связи с индивидуальными особенностями развития". Я написала отказ от ПМПК, куда нас в прошлом году направляли. Мне сказали в садике, что даже инвалидный статус тут ни при чем, любой родитель имеет право оставить своего ребенка в саду до 8 лет, если считает, что тот не дозрел до школы. Достаточно, как я и сказала, только написать соответствующее заявление. Может быть чуточку сложнее, если выпускается вся группа, но Ваня-то ходит в садик в старшую группу, и большинство детей будут в садике не только этот, но и следующий год, так что с этим никаких проблем не возникло. Мне сказала психолог (свое личное мнение), что и до девяти можно попробовать оставить, тут уже придется упирать на инвалидность, но мы уж не будем, я думаю. Сад у нас обычный, в нем есть одна логопедическая группа, но она для детей с обычным интеллектом, поэтому Ваня ходит в самую обычную группу. Кажется, такой сад называется комбинированного вида. По школам я не езжу, знаю, что нас должны из сада направить на ПМПК, а на ПМПК должны написать школу 8 вида. У нас недалеко от дома есть такая школа. Значит, насколько я понимаю, по закону мы должны будем пойти именно туда. Надо будет вооружиться на всякий случай всякими ссылками на права и законы.



полная версия страницы