Форум » Выбор детского учреждения, методики - все о педагогике » Обсуждение СФГОС, Инклюзия под угрозой » Ответить

Обсуждение СФГОС, Инклюзия под угрозой

G-NA85: http://file.qip.ru/office/pxr8FcGb/Project_Kontseptsiya_gosstandarta_obuchaushihsa_s_ovz%20(8).html Уважаемые жители Мыса , внимательно прочитайте Концепцию ФГОС для детей с ОВЗ и обратите внимание , что прописано для наших детей с СД, т.е. с УО . Стандарт Номер III, IV. Специалисты, которые инклюзию внедряют, говорят и пишут о том, что если эти стандарты вступят в силу об инклюзивной среде для наших детей стоит уже не беспокоиться. Вернемся к исходному варианту. Обсуждаем на форуме , вносим конструктивные предложения. Я полностью согласна с предложениями Воронежской организации http://qclk.ru/kj/gHSo "В результате рассмотрения проекта СФГОС нами выявлены несоответствия данного документа нормам международного права (Конвенция ООН «О правах инвалидов», Конвенция ООН «О защите прав ребенка»), Конституции РФ, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Так, статья 79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установила, что образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой и индивидуальной программой реабилитации инвалида. Но в проекте ФГОС не рассматривается вопрос о параллельном существовании основной образовательной программы и адаптированной в одной образовательной организации. Это означает, что образование детей с ОВЗ по адаптированной или индивидуальной образовательной программе может осуществляться только в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, то есть в специальных (коррекционных) школах. Таким образом, нарушается конституционное право граждан РФ на общедоступность образования (ст.43 Конституции РФ). Дети с ОВЗ не должны исключаться по причине ОВЗ из системы общего образования. Они должны иметь наравне с другими детьми доступ к инклюзивному, качественному образованию. В проекте СФГОС усматриваются признаки дискриминации по признаку нарушения здоровья, поскольку детям с ОВЗ (в частности, детям с умственной отсталостью), их родителям (законным представителям) отказано в осуществлении наравне с другими права на выбор формы получения образования, выбор образовательной организации. Для них заранее установлены III, IV вариант стандарта. Им, по сути, отказано в разумном приспособлении, то есть внесении, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов (статья 5 Конвенции ООН «О защите прав инвалидов»). Одной из форм такого приспособления может быть диагностическое обучение. Полагаем, что определенные несоответствия исследуемого документа стали возможны из-за ошибочного определения предмета стандартизации образования обучающихся с ОВЗ (как приоритетного) – «конечный уровень школьного образования» (п.2.2. СФГОС), а не – «условия получения образования, индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ». Определение в СФГОС вариантов стандарта, предусматриваемых для каждой категории обучающихся с ОВЗ, как базовых (п. 2.3.ФГОС) на практике будут восприняты руководителями образовательных организаций всех уровней как прямое руководство к действию, которое ни в коем случае не должно подвергаться сомнению, доработке в соответствии с конкретными обстоятельствами. Считаем, что явным недостатком проекта СФГОС является то, что при его разработке не учитывался огромный мировой опыт инклюзивного образования, многолетний положительный опыт регионов РФ. Мы уверенны, что этот проект, требует серьезной доработки, общественного обсуждения, для того, чтобы документом, действительно, а не формально, выполняющим важную функцию образовательного стандарта, а именно: гарантировать «каждому обучающемуся с ОВЗ Конституционное удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создание оптимальных условий для реализации реабилитационного потенциала» (п.2.1 ФГОС)." Председатель ВРООИ «Искра Надежды» Поветкина Т.Е. Если они согласятся можно оформить в форме обращения и собрать подписи. Жду ВАШЕГО РЕШЕНИЯ.

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Ginka: А мы разве не обсуждали это в теме про коррекционки?

G-NA85: Ginka Обсуждали в несерьезной форме. Теперь нужно в серьезной. Будем собирать подписи и предложения. здесь тоже можно послать на форум Департамента свои предложения. http://edu-open.ru/ "09.10.2013 ФГОС дошкольного образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». подробнее..."

Natali_09: G-NA85 нужна свежая голова ..... Завтра попробую вникнуть.... Девочки у кого дети школьного и предшкольно возраста думаю здесь больше подскажут и предложат....


Ginka: Подписать против я давно хочу. Куда и как?

G-NA85: Выдержка из 3 стандарта для УО . стр. 43. "Обучающиеся с ОВЗ получает образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным Программам. Образование в варианте С не сопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстников. В структуре содержания адаптированной основной образовательной Программы «академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, использование адаптированной образовательной Программы, которая при необходимости индивидуализируется. Ребёнок находится в среде сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Рабочее место каждого обучающегося организуется в соответствии со специфическими потребностями данной категории детей и особенностями развития конкретного ребёнка. В связи со значительной вынужденной упрощённостью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к ребёнку и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную социальную среду. Смыслом этой работы является планомерное подготовленное и дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребёнка в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстниками." Здесь именно прописано про минимизацию "академическиого" компонента и направление на социализацию. Т.е учить не надо, айда цветочки сажать и воротнички строчить . На мой взгляд - это тупик развития для наших детей . Все должны , как говорят специалисты из института инклюзии , УЧИТЬСЯ! А чего стоит "организация регулярных контактов с нормально развивающимися сверстниками"?! Дискриминация опять во весь рост. Катимся назад....

мама Леночки: Согласно совсем полностью, подпишусь и всех своих организую. По поводу предложений сколько есть времени -надо подумать и снова перелопатить законодательную базу и международные конвенции.

мама Леночки: G-NA85 пишет: Дискриминация опять во весь рост. Катимся назад.... ДИСКРИМИНАЦИЯ, я кричу об этом после приказа Минобра июньского, где четко сказано инклюзировать 20% детей, в региональные программы Доступная среда с их миллионами уже в регионах заложены и потратились день на инклюзивные школы, но не для детей с психо-неврологическими проблемами, и здесь тоже было письмо Мнсоц.РФ, что инклюзия только для детей с проблемами зрения, слуха и опорников. Наших и не собирались инклюзировать, поэтому и этот стандарт клепают -нужно подыматься массово.

G-NA85: Девочки обращусь к специалистам, чтобы помогли на базе данного письма из Воронежа составить более грамотное, исходя именно из образовательных потребностей наших детей. Я вот думаю, как лучше сделать. Лучше писать единое письмо или от каждой организации свои предложения?

мама Леночки: G-NA85 пишет: Девочки обращусь к специалистам, чтобы помогли на базе данного письма из Воронежа составить более грамотное, исходя именно из образовательных потребностей наших детей. Я вот думаю, как лучше сделать. Лучше писать единое письмо или от каждой организации свои предложения? Скажите а с Р. Дименштейном никто не знаком.Он Москвич, ребенок с СД, юрист очень грамотный, может он сможет помочь, в журнале Даунсайт ап давно была статья, и по-моему его электронка, завтра поищу. Может еще к нему обратиться

temi4ka: G-NA85 я полностью согласна с воронежцами. Только недавно читала новый Закон об Образовании, там же написано про равные права на образование для всех граждан, и то, что в первую очередь родители должны выбирать. А эти стандарты полностью противоречат закону, ну и Конституции разумеется. G-NA85 пишет: Лучше писать единое письмо или от каждой организации свои предложения? Таня, мне кажется, можно и так и так сделать. Составить простую петицию с требованием пересмотреть ФГОС и послать свои письма от каждой организации, чтобы массовость создать

G-NA85: temi4ka пишет: Таня, мне кажется, можно и так и так сделать. Составить простую петицию с требованием пересмотреть ФГОС и послать свои письма от каждой организации, чтобы массовость создать Т.е. и подписать одну и отдельно? Да уж! Нужно пошевеливаться!

G-NA85: Отправила письмо с просьбой о помощи с формулировками, специалисту.

temi4ka: G-NA85 ижу обдумываю 3-й и 4-й варианты. На мой взгляд, они не исключают инклюзию, т.к. чисто теоретически Общеобразовательная школа может работать и по адаптированному, и по индивидуальному стандарту. Для школ, добровольно осуществляющуих инклюзию, это может быть выход. Хотя четко на это не указано, и права ребенка не гарантированы. А нам нужно точно, иначе родители годы будут судиться, чтобы доказать, что там на самом деле имелось в виду

G-NA85: У нас как всегда "любить нельзя забыть", "казнить нельзя помиловать" temi4ka пишет: А нам нужно точно, иначе родители годы будут судиться, чтобы доказать, что там на самом деле имелось в виду Начались ответы специалистов по моему запросу. Однако, на основании Закона об образовании РФ, вступившего в силу с 01.09.2013, дети с ОВЗ имеют право на получение образования в ЛЮБОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Образовательная организация же, должна иметь лицензию (лицензии) на образовательные программы, по которым обучаются дети в ней. Т.е. с1 по 8-й виды (при необходимости)." "В структуре содержания адаптированной основной образовательной Программы «академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции" здесь тоже весьма мутно прописано, т.е. уход от образования в область "сажания цветочков?"

Natali_09: temi4ka пишет: Для школ, добровольно осуществляющуих инклюзию, это может быть выход. Хотя четко на это не указано, и права ребенка не гарантированы. А нам нужно точно, иначе родители годы будут судиться, чтобы доказать, что там на самом деле имелось в виду а вот теперь главный вопрос скоро будет таких школ и оно им надо??? Не ну в крупных городах может быть, но отъехав чуть глубже....... И ты опять таки права каждый трактует по-.своему....и не всегда в лучшую сторону... G-NA85 пишет: У нас как всегда "любить нельзя забыть", "казнить нельзя помиловать"

Swetlaia: "Учиться в среде себе подобных" меня напрягает, если честно. На это будет тыкать любая школа и будем мы ездить в другой район, на другой конец города, где нам подобных спихают в одну школу.

мама Леночки: Нахождение ребенка среди себе подобных (это опять принцип жесткой нозоологии), что есть в коррекционных школах причем здесь опыт мировой инклюзии. Все ниже приведенные декларации РФ ратифицировала. Этот стандарт дискриминирует именно детей с ментальными проблемами, а таких большинство (данные ВОЗ 70% детей инвалидов имеют псих. и психо-неврологические проблемы) Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству, признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам, Европейской социальной хартией, Декларацией о правах умственно отсталых лиц и другими документами. Движение за Образование для всех возникло с момента проведения Всемирной конференции по Образованию для всех в Таиланде в 1990 году, и его целью стало предоставление всем детям, молодёжи и взрослым возможности реализовать своё право на образование. Главный импульс инклюзивному образованию был дан 1994 г. на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями , проходившей в Испании. 10 июня там была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» Этот документ призывает государства действовать в направлении создания «школ для всех». Педагоги таких школ действуют из убеждения, что разница между людьми – это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребёнка, а не ребёнок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характер обучения. Далее  в документе говориться, что « лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов… Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями» ЮНЕСКО выступает за поддержку равенства возможностей для людей-инвалидов и видит инклюзивное образование как позитивный шаг навстречу разнообразию и уникальности детей, предлагает рассматривать различия детей не как проблему, а как возможности развития процесса обучения, обеспечивающего доступность образования для любых групп детей.

Ассоль: G-NA85 пишет: Однако, на основании Закона об образовании РФ, вступившего в силу с 01.09.2013, дети с ОВЗ имеют право на получение образования в ЛЮБОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Образовательная организация же, должна иметь лицензию (лицензии) на образовательные программы, по которым обучаются дети в ней. Т.е. с1 по 8-й виды (при необходимости)." Таня, это откуда такая цитата? Это очень важно. Какая именно фраза, пункт, статья ОБЯЗЫВАЕТ организацию заиметь соответствующую лицензию, если туда придет ребенок с ОВЗ? Я думаю, что в нащем регионе будет все по-прежнему. Скажут, а зачем школе №... получать лицензию на 8 вид? У нас есть школа 8 вида, даже две, в пределах доступности, идите туда. Ведь ИНКЛЮЗИЯ по закону об Обр. - это инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; Доступ к образованию есть? Есть. В школе 8 вида. Никто не обещал, что ДЕТИ БУДУТ УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ! По-моему, слукавили авторы закона об Образовании... Более того, по ПРОЕКТУ СФГОС Обучающийся с ОВЗ получает в варианте В (и далее, 3 и 4 вариант) образование ... находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья и сходными образовательными потребностями. Т.е. даже если обычная школа получит лицензию на 8 вид, она должна будет создать класс для такого ученика и обучать его отдельно. Разве это инклюзия? А ведь доступ к образованию обеспечен. На мой взгляд, надо штудировать Конвенцию о правах инвалидов и другие международные законы и писать о несоответствии СФГОСов этим нормам. Но это лучше сделают правозащитники, неужели организации, защищающие права ментальных инвалидов, не предпринимают никаких шагов в этом направлении? Я думаю, все же работа ведется, может поузнавать и присоединиться?

мама Леночки: Ассоль пишет: Доступ к образованию есть? Есть. В школе 8 вида. Никто не обещал, что ДЕТИ БУДУТ УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ! По-моему, слукавили авторы закона об Образовании... Более того, по ПРОЕКТУ СФГОС Мне так и отвечают и без этого стандарта, как раз как Вы пишите инклюзия -это образование прежде всего ну что что школе 8 вида, это же образования- а значит инклюзия, пришлось изучать конвенции международные и тыкать носом чиновников, на что мне ответили з-н об образовании полностью не вступил в силу, переходный период до 16 года, а за это время накропают таких стандартов, приказов и все будет так-же как и было.

G-NA85: Сейчас со специалистами института инклюзии переписываюсь. Так как нужно все грамотно расписать. Я так дело вижу, Наш диагноз , Синдром Дауна (Q90) сразу в лоб идет по шкале УО F71, F 72 , не взирая на лица и способности. В редких и волшебных случаях и по дружбе F 70. Что нам делать? Так как ФГОС будут обязательными к исполнению исходя из жестких Российских реалий, то шансов на инклюзию у нас не остается.

OlgaLD: О том и речь. (а то все так обрадовались потенциальному уничтожению коррекционного образования)

G-NA85: OlgaLD Оль, мне кажется многие обрадовались выбору. А уничтожение коррекционки и так происходит медленно , но верно. Сокращаются ставки логопедов и дефектологов, увольняют медработников. Я вообще вижу мало позитива. Отдельные моменты , на отдельных местах еще иногда радуют, а законы пугают.

мама Леночки: G-NA85 пишет: Так как ФГОС будут обязательными к исполнению исходя из жестких Российских реалий, то шансов на инклюзию у нас не остается. Будем молчать, то и не будет, нужно массово подниматься. Писать коллективные письма и забросать Минобр индивидуальными, пусть видят, что это важно для нас мам. OlgaLD, а речь о том, что наших детей в очередной раз дискриминируют, и если мы промолчим сейчас, даже, если зная, что свой ребенок никогда не потянет эту инклюзию, то и не получим еще лет 100 ничего.

OlgaLD: мама Леночки Я знаю, о чем речь, Ксения.

temi4ka: Все читаю эти ФГОСы, настолько туманно написано, столько текста, а конкретики никакой. Каждый может трактовать, как ему вздумается. До этого я не сталкивалась с законами в печатном виде. Может, они все такие? Ну это мрак настоящий Даже не знаю, какие свои предложения внести, кроме как переписать все заново и конкретно G-NA85 пишет: Сейчас со специалистами института инклюзии переписываюсь Таня, а у них какие идеи?

Swetlaia: temi4ka пишет: а конкретики никакой Там наоборот очень конкретно написано, обучение людей с ментальными нарушениями в среде таких же, иногда встречи с обычными детьми... Вот по поводу встреч да, все очень туманно, а вот что вынести и обучать нас отдельно яснее некуда

G-NA85: "Здравствуйте, Татьяна! Спасибо за высокую оценку моего выступления. Рад, что в нем было что-то новое и полезное для Вас. В связи с этим высылаю свою брошюру 2011 года, хотя она уже чуть-чуть устарела, т.к. там не хватает некоторых "свежих" идей. Когда выйдет журнал (спецвыпуск о рефлексивно-деятельностному подходу), Вам обязательно сообщу. Что касается стандарта, то по вашему тексту я понял, что мы мыслим в одном направлении. Ключевые слова у нас общие: стандарт должен быть не на уровень, а на условия. Предлагаю сделать совместное письмо. Может быть мне удастся организовать его подписание в нашем ИПИО или даже в МГППУ. Еще можно собрать подписи через сети, через фэйсбук и есть еще одна сеть, которая инициирует подписи по разным социальным поводам, собирая десятки тысяч подписей. Я готов в выходные еще раз проанализировать текст концепции стандарта, чтобы свой вариант письма подготовить. Замечаний должно быть немного, но они должны быть по "эпицентру" концепции, должны вскрыть его и последствия принятия такого стандарта." Ответ от ведущего профессора МГППУ, который тоже в шоке от этих стандартов. Жду его мысли. А пока может давайте начнем собирать подписи под письмом Воронежцев? Как вы думаете?

G-NA85: А это взгляд директора ЦПМСС Таня, вечер добрый! "Закон об образовании-это всегда базовый и ПЕРВИЧНЫЙ документ. В нём отражено образование детей ОВЗ в какой среде и среди каких инклюзивной форме. Поэтому, родитель будет решать в какой среде и среди каких сверстников будет находиться его ребёнок и нести за это ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (об этом тоже написано в законе). По ФГОС и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную социальную среду. Смыслом этой работы является планомерное подготовленное и дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребёнка в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстниками." Но это относится только к детям, которые получают образование в условиях СКОУ, но не ОО в инклюзивной форме. Это мой взгляд на ФГОС." Все трактуют по разному. Нам надо рассчитывать только на дерьмовый ход событий, я так думаю! Поэтому вечером подкорректирую письмо и на начало подписей. А потом специалистов подтянем

Ассоль: G-NA85 пишет: А пока может давайте начнем собирать подписи под письмом Воронежцев? Как вы думаете? Давайте, только как это правильно сделать? Сбор подписей, наверное, должны организовать авторы письма? Или написать коротенько, что мы, такие-то, поддерживаем такое-то письмо, далее подписи...?

мама Леночки: Ассоль пишет: Давайте, только как это правильно сделать? Сбор подписей, наверное, должны организовать авторы письма? Или написать коротенько, что мы, такие-то, поддерживаем такое-то письмо, далее подписи...? А я предлагаю, и общие письма отправлять и каждый от себя прям в Минобр, чтобы у них был завал почты и сроки 30 дней ответить.А также чтобы поняли, что это проблема, которая очень волнует общ-во. Со своей стороны Волгоградских я организую. Или прям а администрацию президента, работает шикарно, все проверенно неоднократно, все электронно, во всех учреждениях контроль № 1 такой почты, операторы сайта президента работают круглосуточно можно позвонить узнать когда и куда что было переправлено.

Swetlaia: мама Леночки пишет: А я предлагаю, и общие письма отправлять и каждый от себя прям в Минобр, чтобы у них был завал почты и сроки 30 дней ответить. Надокуда конкретно писать (адрес), и примерный текст письма.

G-NA85: В Общественной Палате скоро должно быть обсуждение. В конце ноября принимают решение в Питере. Сейчас сосредоточусь.

наткох: Мы с мужем преподаватели вуза. Последние несколько лет наблюдаю планомерное разрушение сначала высшего, а теперь вот и инклюзивного и коррекционного образования. Наш вуз под угрозой реорганизации или слияния с другим вузом, т.к. выдвигаются такие критерии оценки эффективности работы, которые просто невозможно выполнить. Как это не печально, но развал идет по всем направлениям. Конечно, нельзя сидеть и ждать милости от государства, надо что-то делать. Поддержим, подпишем все что нужно, лишь бы достучаться.

мама Леночки: Swetlaia пишет: Надокуда конкретно писать (адрес), и примерный текст письма. Да, вы правы концепция должна быть единой по письму, а отправлять я предлагаю на сайт президента все-таки. Мы в Волгограде с мамами детей-инвалидов проводили акцию летят письма президенту, каждая мама писала на сайт президента о своей проблеме, это все было переправлено в Волгоградское правительство, но когда писем десятки-сотни, это заставляет задуматься чиновников. Это я могу сказать точно.

Natali_09: мама Леночки пишет: Да, вы правы концепция должна быть единой по письму, а отправлять я предлагаю на сайт президента все-таки. ну я думаю, можно дублем отправить уполномоченному по правам ребенка

мама Леночки: Natali_09 пишет: ну я думаю, можно дублем отправить уполномоченному по правам ребенка

G-NA85: Жду до выходных . Специалисты обещали краткие предложения, чтобы не только критика была. Переделаем (они разрешили) воронежское письмо и на демократор? Вы согласны? И еще девочки, задам глупый вопрос? МНЕ НЕ МЕРЕЩИТСЯ УГРОЗА ИНКЛЮЗИИ В ЭТИХ СТАНДАРТАХ? Ведь я далеко не самая умная на свете . Может быть я не права, что начала воду мутить? Потому что есть люди, которые считают эти стандарты весьма прогрессивными...и не очень будут рады нашему письму.

мама Леночки: G-NA85 пишет: МНЕ НЕ МЕРЕЩИТСЯ УГРОЗА ИНКЛЮЗИИ В ЭТИХ СТАНДАРТАХ? Ведь я далеко не самая умная на свете . Может быть я не права, что начала воду мутить? Потому что есть люди, которые считают эти стандарты весьма прогрессивными...и не очень будут рады нашему письму. Тогда мне тоже мерещется, а самое печальное что стандарт размыт, и это все будет трактоваться не в пользу наших детей.Это точно.

Swetlaia: Я осилила этот документ от начала до конца, там ясно написано, обучение с себе подобными при нарушении интелекта, без каких либо вариантов. Вот про тех, кто не в 3-4 группе я не очень поняла, а про нас очень даже четко все

G-NA85: Swetlaia Т.е. все мы делаем правильно и к концу выходных родим обращение и начнем подписывать. Может быть это ничего не изменит, но если промолчим , то не простим себе. Я про себя именно так решила.



полная версия страницы