Форум » Выбор детского учреждения, методики - все о педагогике » Инклюзивное образование » Ответить

Инклюзивное образование

Ксю: Что такое инклюзивное образование? по материалам РООИ "Перспектива" www.perspektiva-inva.ru Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений Каждый человек способен чувствовать и думать Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным Все люди нуждаются друг в друге Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут Разнообразие усиливает все стороны жизни человека Включение – это не интеграция: Включение – это больше, чем интеграция Молодые люди учатся вместе в обычной школе Специалисты приходят помогать детям Обычные школы изменяются Внимание на возможности и сильные стороны ребенка Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих Включение – это: НЕТ специализированных классов в обычной средней школе НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе НЕТ закрытых учреждений интернатного типа Основные принципы инклюзии Инклюзивные сообщества: Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью). Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем) Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей. Важные составляющие инклюзии: Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику Всесторонне планируйте инклюзию В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы Включайте родителей Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.) Неверные представления об инклюзии: Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать Фокусирование не на целях, а на действиях Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию Существующие барьеры: Архитектурная недоступность школ Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки Законодательные ресурсы: Конституция Российской Федерации Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1 Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод Конвенция ООН о правах ребенка Правила инклюзивной школы: Все ученики равны в школьном сообществе Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей Планируется и проводится эффективное обучение Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика Семьи активно участвуют в жизни школы Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности Принципы формирования индивидуальной программы обучения: Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью) Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения Составлена с целью повышения успешности ученика Обычный учитель может быть успешен при условии, если: он достаточно гибок, ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы он уважает индивидуальные различия он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде Результаты инклюзии: У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика Появляются возможности для обобщения и передачи навыков Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков Существуют процедуры оценки эффективности В заключение: Инклюзивные сообщества включают: Изменение взглядов в целом: "Разнообразие включает каждого" Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения - чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается Возможность для каждого быть успешным Социальные изменения: Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе Начните с вашего маленького сообщества, и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения опыта Действие отличается от убеждений и теории! По материалам международной конференции «Развитие инклюзивных школ в России», Москва, 19-20 ноября 2005: Д-р Джеймс Леско, ведущий специалист службы раннего образования для детей с особыми потребностями и без них (Делавэр, США), из доклада «Инклюзивные школьные сообщества: стратегии достижения успеха Статьи: Что такое инклюзия? По материалам пособия «Совершенствование образования» (Improving Education. The Promise of Inclusive Schools) Национального Института совершенствования городского образования США Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия – это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым, мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. Прочитать статью (PDF, 1Mb) Материалы Национальной Недели инклюзивного образования США, 2001 г. – Инклюзивные школы: польза детям (Пересматривая наше понимание инклюзии и определяя ее значение для детей) Ilene S. Schwartz, University of Washington Charlene Green, Clark County School District, Las Vegas, Nevada Инклюзивные школы – это школы, в которых процесс обучения и условия работы учитывают потребности всех детей, школы, воплощающие лучшее в образовании. Инклюзивные школы помогают детям развиваться и находить свое место в обществе, претворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться. Инклюзивные школы – это такие школы, в которых: «каждый приобщен, принят, оказывает поддержку и поддерживается сверстниками и другими членами школьной общины в процессе удовлетворения своих образовательных потребностей» (Stainback & Stainback, 1990). Прочитать статью (PDF, 1Mb) Инклюзивные школы: польза обществу Существование обычных школ с установкой на инклюзию – самый эффективный способ борьбы с дискриминацией, формирования добрых отношений в школьных сообществах, построения общества, приемлемого для всех и обеспечения возможности всеобщего образования (Декларация Саламанки, 1994 г). Прочитать статью (PDF, 1Mb) «Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах» – Как нам планировать инклюзивное образование? Из пособия С. Стабс «Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах», 2002 г. (Sue Stubbs, Inclusive Education Where There are few resources) В процессе планирования ИО необходимо не только определить его общую концепцию, но также составить соответствующий реалистичный план действий. В данной главе представлены методические рекомендации, обеспечивающие практическое применение ИО в различных культурах и социальных условиях. Опыт успешной реализации инклюзивного образования показывает, что есть три основные составляющие, которые должны приниматься во внимание для организации ИО... Прочитать статью (PDF, 1Mb) Медицинская и социальная модели инвалидности Richard Rieser of Disability Equality in Education (перевод Вячеслава Котова, РООИ «Перспектива»)До настоящего момента мы фокусировали внимание на определениях инвалидности и особых образовательных потребностей и их идентификации, а также на законодательно закрепленных обязательствах школ и других образовательных учреждений. Однако главная задача состоит в том, чтобы сделать все школы и учреждения более дружелюбными по отношению к детям с ограниченными возможностями. Одно из главных направлений деятельности на этом пути – устранение всевозможных барьеров в образовании, основывается на социальном подходе к инвалидности. На сегодняшний день существует две модели инвалидности, часто применяемые на практике. Прочитать статью (PDF, 1Mb) Опыт США: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ – это план, который разрабатывается родителями и специалистами учебных заведений в соответствии с нуждами и потребностями студентов-инвалидов для достижения успеха в образовательном процессе.

Ответов - 203, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Юла: Ксю Всё это очень хорошо Но как этого всего добиться в нашем обществе, в России? Не всё так легко, к сожалению

Вероничка (уфа): Все конечно здорово расписано, но как писала Юла, как этого добиться в России, в нашем обществе? Хотя с другой стороны, почему мы всегда все списываем на общество... да оно конечно жестоко, но ведь все это от незнания... Кто если не мы переубедит общество в том что оно не право...

Asinna: Нам самим тяжело,хоть мы стараемся,надо чтоб"на верхах" сидел кто-нибудь знающий наши проблемы на своем примере


Юла: Вероничка (уфа) пишет: Кто если не мы переубедит общество в том что оно не право... Как его переубедить? И как донести до "верхов" что мы существуем

Мама_Вани_без_пароля: Девочки, во многих городах России уже есть инклюзивные школы и сады. Сейчас, когда приянята конвенция о правах инвалидов - в России появился первый закон об инклюзии, а значит можно уже не просить инклюзию, а требовать ее. Вот здесь http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?f=21&t=99688&st=0&sk=t&sd=a&sid=0e518d0ec6d52d253db49d0210090b06 обсуждаем инклюзию с мамами типично развивающихся деток - много позитива :)

Лена В.: Кто вчера смотрел в программе Время про московскую интеграционную школу N. 1447? Здорово, мне понравилось. Эвелина, вы собираетесь в эту школу? Жаль, что таких школ только одна на всю Москву, не говоря о России. И Мишу из Иваново показали. И Людочка, его мама, уже лучше выглядит, а то совсем замученная была после судов.

Fruuu: Лена В. Лена, к сожелению вчер в новостях сюжет не видела. Про школу слышала не самые лучше отзывы. Поэтому не уверена, что мы туда соберемся.

ltnrf2006: Лена В. пишет: Кто вчера смотрел в программе Время про московскую интеграционную школу смотрела. Мне сюжет конечно понравился. Только вот боятся родители своих детей учить с "необыкновенными".

полина: сюжет про инклюзивное образование

marinazima: Лена В. И я смотрела. Такие страсти - родители остальных детей против, учителя поувольнялись, программы срочно адаптировали. Но в общем мне сюжет понравился. Эвелина, а почему отзывы не очень? По какой причине?

Fruuu: marinazima Марина, я слышала, что на словах все замечательно. А на дели энтузиастов процесса не так много, остальным - ничего не нужно.

Юла: Лена В. пишет: Кто вчера смотрел в программе Время про московскую интеграционную школу N. 1447? Только сегодня узнала про эту передачу, к сожалению, не удалось посмотреть

OlgaLD: Юла А вот Полина ссылочку дала. Я смотрела. Мне понравилось. Только по 1-2 ребенка с каждым диагнозом на всю школу - это так?

G@LIN@: Ой,я тоже смотрела эту передачу.Там одна родительница выступала,я б её замочила собственными руками!Говорит мол такие дети агрессивные очень,боится она.Лучше бы за своими следила обезьяна!А сама идея мне понравилась.Побольше бы таких!Очень хочется,чтобы мой мальчик ходил в обычную школу!

turist: В прошлом году мои муж с дочкой делали фильм о детском садике, в котором вместе с нормальными детьми занимаются умственно отсталые. Я им помогала со сценарием, беседовала с заведующей. Дети в садике этих ребятишек принимают хорошо, а вот родители в штыки. Не доросло еще наше общество до гуманизма. Когда детки таких родителей подрастут, в школу пойдут, они этот негатив выплеснут на "особых".

G@LIN@: В том-то и дело,что общество наше не готово принять "особых" деточек.А ведь они такме же люди.Обидно очень

samilana: В мечтах об инклюзивном образовании выступала сегодня в Баш.Пед.Университете на научно-практической конференции. Присутствовали педагоги и главное самые заинтересованные студенты (логопеды, спец.психологи и др. короче дефектология) и таких оказалось МНОГО! Обратилась к ним "Дорогие будущие специалисты!" Дорогие в смысле нужные и в смысле "телефончик хорошего специалиста дорогого стоит". Все здорово заинтересовались Когда после выступления попросила задавать вопросы, удивил такой:" А чего вы собственно ждете от наших студентов?". Пришлось поставить в пример хороших специалистов из ДСА и рассказать об опыте англичан с их "ассистентами особых детей в общеобразовательных учреждениях". И что меня порадовало - всё это было принято с энтузиазмом. И в принципе все, о чем мы мечтаем (чт. наши дети ходили в садики и в школы вместе с обычными) - все это реально, но не сразу. Потом все дружненько записывали координаты - надеюсь будем ТЕСНО СОТРУДНИЧАТЬ. Рассказала это потому, что общество нужно менять самим, и родителей, которые как turist пишет: Дети в садике этих ребятишек принимают хорошо, а вот родители в штыки. воспитывать тоже нам придется.

Юла: OlgaLD пишет: Юла А вот Полина ссылочку дала. У меня что-то не получилось открыть. Там просто картинка и текст, я тормоз Сейчас ещё попробую

OlgaLD: samilana Ты такая умница! Юла Я не проверяла, может, там и нет видеосюжета, но Полина вроде написала, что есть.

люся: Да потому что у нас нет этого самого "общества". Коммунисты в своё время уничтожили всё духовное что было в людях своей атэистической пропагандой. А это теперь отголоски нашего прошлого.Сколько поколений выросло без души. Наше "общество" очень сложно повернуть в лучшую сторону. Может лет через 50-100 что то и изменится. Нужно чтобы сменилось не одно поколение и рабские мысли исчезли в мозгах. Это как Моиссей водил свой народ по пустыне 40 лет,чтобы все кто был рождён в рабстве ,умер и общество стало свободным. У меня у самой рабские мысли в голове сидят. То одного ,то другова боюсь, связанного с проблемой С.Д Лишний раз в поликлинику не хочу ходить ,чтобы не видеть удивлённые глаза этого самого "общества "

полина: Юла пишет: У меня что-то не получилось открыть. Там просто картинка и текст Внизу справа ткните на видеофрагмент

G@LIN@: Да и некому наше общество научить гуманизму по отношению к людям СД.По TV одни развлекалочки только и показывают,да вялотекущие сериалы сериалы.В книгах вобще чёрти что пишут о СД.Люди живут и не заумываются,что и с ними может подобное случиться.Вот я,например,всю жизнь думала,что СД-это наследственное,что таких людей очень мало и что они глубоко умственно отсталые (во всех экциклопедиях так пишут и учат в школах).А как сама столкнулась поняла,что это не так...А в больницу ходить и,правда,не хочется.Сами врачи,как дикари.Особенно у нас...

orlnat: Привет всем ! Мы семьёй тоже смотрели сюжет о Московской интеграционной школе. Хорошо, что такие школы появляются. Я так поняла, что осбых деток там не 1-2, а 27, кажется, на школу. Наша Маришка (8 лет) - ученица первого класса школы-гимназии. Самой обычной. От специализированной школы мы написали отказ по нескольким причинам. Во- первых: рядом таковой не имеется, а оторвать ребёнка от семьи, а семью от ребёнка не представляем возможным, во- вторых: верим в "принцип солёного огурца". Марина считается на индивидуальном обучении, но посещает все уроки. Сопровождает Маринку в школу бабушка, т.к. мы с мужем работаем. Во время уроков бабушка ждёт в коридоре. После уроков - индивидуальные занятия с учителем и логопедом. Вечером к нам домой приходит репетитор. Отношение детей и родителей хорошее. Девочки опекают, помогают, прям "облизывают". До школы ходили в обычный детский сад. Часть деток в классе - бывшие одногруппники, может поэтому особых проблем нет. Вот такая у нас история. Тоже инклюзия. Ну или почти.

Даниэлька: orlnat Трудно поверить, что такое может быть у нас на Украине. Тут в обычный садик не берут, так как мы для них глупые, а в спец. группу единственную в городе для наших детей отдавать не советуют, так как для неё очень умные. Вот и "болтаемся"... А про школу-даже в класс с детками с ЗПР нам тоже не светит, уже предупредили. Поделитесь опытом, как Вы смогли добиться, может и мы прорвемся или добьемся. Рады за Вас, за Маришу , МОЛОДЦЫ! Ждем информации.

света: orlnat Очень очень рады за Маришку!!! Вы молодцы!!!!!!!!!!

nbajenov: orlnat Kakie Vi molodci!!! Delites' opitom s ostal'nimi!

Eldar: orlnat пишет: Вот такая у нас история. Тоже инклюзия. Ну или почти. Какие вы молодцы! Как я рада за вас!Умнички !

prib0y: orlnat Какая интересая система! Получается,что Марина сначала на уроках со всеми,а потом как индивидуально,опять все тежи уроки,или просто общий обзор по каждому уроку? А приход вечером домой репетитора для выполнения дом.задания?Супер! Просто здорово,что в классе есть дети,с которыми Марина ходила в Дет.сад.Какие ее общие впечатления от школы? Я бы тоже хотела для Яны такую программу!

sveta-d24: orlnat молодцы, будем надеятся что и нас ждет такое светлое будущее

OlgaLD: Наташа, как вы с Маришей меня порадовали!

orlnat: Спасибо всем, девочки ! На самом деле трудностей по определению Маринки в обычный садик и школу не было у нас совсем. Не знаю, как сложилось бы, если б Маринкина бабушка(моя мама) не была в недалёком прошлом работником отдела образования. Думаю, что по-другому. В садик сначала ходили с детками-ровесниками в группу. Когда они ушли в школу, мы остались в саду в группе с младшим братиком Ваней (разница 3 года). В этой же группе были и старшие детки (т.е. теперешние одноклассники). Не скажу, что я в восторге от нашего садика: специалистов там нет(даже логопеда), все просто воспитатели, хотя есть и неплохие, с душой и желанием работать. Но при отсутствии вариантов и то хорошо. В школу нас звали ещё начиная с прошлого года, завуч просто за руки хватала - отдавайте, хватит дома сидеть! А мы собирались отдать Маришку в школу в один год с Ванюшей( т.е.в2009г.), но раз так зовут,думаем, ладно... . Получилось ещё, что в сентябре, отбыв первый звонок, мы поехали почти на месяц в санаторий. Т.е., пока детки привыкали к школе, мы отдыхали. Приехали, и... С корабля на бал! Только начали привыкать - заболели. И всё заново. Я уже писала, что бабушка во время уроков сидит в коридоре. Надеемся, что скоро сможем оставлять Марину в школе без нашего присмотра. Но пока - это только планы, т.к. сейчас если бабушка отлучается и Марина не обнаруживает её в коридоре, то очень расстраивается, и учительница вместе с детками долго и безуспешно пытаются нашу принцессу успокоить... На самом деле хвалиться нам пока особенно нечем. На уроках Маришка работает не всегда. После уроков та же учительница, что и в классе занимается с Мариной, но не всегда тем, что делали на уроках. Логопед-дефектолог забирает с уроков 2 раза в неделю ( не всегда получается так часто). С репетитором не только домашнее задание выполняют, а занимаются всем: пишут, считают, читают, рисуют, лепят из пластилина, играют во всевозможные игры, устраивают "сольные концерты Марины Орлянской". Мне теперь(когда есть у нас такая Татьяна Анатольевна), действительно легче, хотя и заканчиваются занятия иногда в 22ч.30мин. Пока всё так. Дальше будет видно.

Даниэлька: orlnat Очень рады за Мариночку, она постоянно в " работе", да еще и до поздней ночи. Пусть всё удачно складывается и дальше!

Оксана и Тоша: orlnat , .

ltnrf2006: orlnat пишет: "сольные концерты Марины Орлянской". весело у вас там.

prib0y: orlnat Спасибо за рассказ! У нас очень похожая ситуация,наша группа из садика ушла в школу,а мы остались еще на год.Замечательно,что рядом есть Ваша мама,прекрасно,когда есть такой репетитор! Интересно,сольные концерты как проходят,что поет Марина? Мы с Яной каждый день поем сочетания гласных звуков,по 4 звука на одном выдохе,а вы поете песни?

orlnat: Даниэлька, Оксана и Тоша, ltnrf2006, prib0y, спасибо за поддержку! У нас действительно весело ! prib0y,песни поём детские и не только, ещё и сочиняем по ходу свои . На самом деле, стыдно признаться, но репетитора мы наняли, т.к. у самих на занятия с нашей принцессой (или генеральшей, не знаю, как поточнее назвать) не хватает терпения. Особенно после рабочего дня в нашем учебном заведении ( мы с мужем оба преподаватели техникума), где приходится заниматься примерно тем же с детьми, которые только и того, что справку о УО не все имеют, а так... . Кстати, prib0y - Татьяна, по вашей методике " крокодилья пасть" научила недавно не только студентов, но и некоторых преподавателей ставить знаки "больше-меньше". Запомнили Спасибо большое!

Inneska: orlnat , ну вы прям порадовали - я уже думала в нашей стране это вообще сейчас не реально в обычную школу попасть. Хотя....знала я одну девочку с СД (сейчас ей уже порядка 30 лет), которая даже в те года закончила обычную школу, причем хорошо, и со всем классом. Сейчас только стала задумываться, как они туда попали? и как ее бабушке это удалось (мама ее бросила), я вот сейчас ее вспоминаю и понимаю, что ей не хватало для нормальной жизни самую малость - родительской заботы, именно мамы и друзей, которые бы не издевались, а относились к ней как к обычной девушке, поддерживали, не много ей поправить внешность - даже не пластика, а просто уход за собой и человек как человек - граммотный и воспитанный.

sneg: orlnat , ой, как Вы нас всех тут порадовали!!!!!!!!! Здорово! У меня знакомая учительница нач. классов в школе рядом с нашим домом. Мы с ней как-то разговаривали и она рассказала о том, что у нее мальчик один с У.О. так же учился в школе. Т.е. Сидел все занятия с одноклассниками на уроках, а потом к ним домой приходила она и занималась с ним по принципу "домашнего обучения". Такой способ обучения был выгоден всем: мальчику (у него были друзья в школе и общение со сверстниками), родителям мальчика (сами понимаете почему) и самой учительнице (за домашнее обучение учителя получают неплохо с ее слов). Вот она и мне предложила не отчаиваться, и ориентироваться на такой же метод. Сама я еще не знаю, как оно там дальше будет, но в целом, как вариант - почему бы и нет? orlnat , спасибо еще раз большое за то, что поделились...

Eldar: sneg пишет: Вот она и мне предложила не отчаиваться, и ориентироваться на такой же метод Почему бы и нет !В принцинпе меня бы тоже такой вариант устроил.

nbajenov: Eldar пишет: В принцинпе меня бы тоже такой вариант устроил. И меня!



полная версия страницы