Форум » Здоровье Души » ОСОБАЯ МАМА (продолжение) » Ответить

ОСОБАЯ МАМА (продолжение)

selena: Девочки! Долго думала - куда повесить текст эссе, который меня поразил. И поддержал в трудную минуту. Может быть, поможет еще кому-то. Решила открыть новую тему. О нас. Нашла на сайте Город золотой. Называется ОСОБАЯ МАМА ...В этом году 100 000 женщин станут матерями детей-инвалидов. Думали ли вы когда-нибудь, - по каким критериям будут выбраны эти матери? Я представляю себе Бога, как он парит над землей... Он внимательно наблюдает и диктует своему Ангелу распоряжения в огромную "Книгу Жизни": "Науманн, Лиза: Сын, Ангел-Хранитель: Маттеас. Ферстер, Уте: Дочь, Ангел-Хранитель: Сицилик. Больманн, Карола: Близнецы, Ангел-Хранитель ....М-м-м, отдай их Геральду. Он привык к проклятиям". Наконец Бог называет одно Имя и говорит смеясь: "Этой я дам ребенка-инвалида". Ангел полюбопытствовал: "Почему именно ей, о Господин? Она же так счастлива!" "Именно поэтому!", - сказал Бог. "Могу ли я ребенка-инвалида дать матери, которая не знает смеха и радости? Это было бы ужасно!" "Но имеет ли она должное терпение?", - спросил Ангел. "Я не хочу, чтобы она была слишком терпелива, иначе она утонет в море самосожаления и отчаяния. Когда первый шок и гнев поутихнут, она превосходно со всем справиться. Я сегодня наблюдал за ней. Она имеет понятия о самостоятельности и независимости, которые так редки и так нужны матерям. Понимаешь, ребенок, которого я ей дам, будет жить в собственном мире, а она должна все время заставлять жить в ее мире, а это будет не легко." "Но, Господин, насколько я знаю, она даже не верит в тебя!" Бог засмеялся: "Ничего, это поправимо! Нет, она превосходно подходит! У нее достаточно эгоизма." Ангел затаил дыхание: "Эгоизма? Это что, добродетель?" Бог кивнул. "Если она не будет иногда расставаться с ребенком, она всего этого не вынесет. Эта женщина, которую я одарю таким ребенком, будет нуждаться в особой помощи. Она еще не знает, но ей можно будет позавидовать. Никогда она не воспримет произнесенное ребенком слово, как само собой разумеющееся. Первый шаг- как обыденность. Когда ее ребенок произнесет первый раз: "Мама", она поймет, что свершилось ЧУДО. Если она будет описывать своему слепому ребенку цветущее дерево или закат солнца, она будет это так видеть, как немногие люди мое творение видеть могут. Ей будет разрешено осознать все, что я знаю: Невежество, Ужас, Предрассудок, - и я разрешаю ей подняться выше этого. Она никогда не будет одна. Я буду всегда при ней, каждый день ее жизни, каждую минуту, потому что она исполняет на земле мою работу так превосходно, как будто она здесь, рядом со мной!" "И кто же будет Ангелом-Хранителем этого ребенка?", - спросил Ангел. Бог засмеялся: "Зеркала будет достаточно?" Автор: Erma Bombeck

Ответов - 232, стр: 1 2 3 4 5 6 All

тата: samilana Спасибо!

Осик: samilana Как точно! Спасибо!

ЕленаБ: samilana здорово!!!Спасибо!


alter-sun: Девочки, хочу с вами поделиться. Написался вот стишок про наших чудесных деток и их не менее замечательных мам. Посвящаю его всем нам. Надеюсь, будет приятно. Солнца лучик ползёт по стене, Подбирается к щёчке упрямо. Улыбнулся чему-то во сне – Может, снится любимая мама. Мне с тобою легко и светло, Как под сенью старинного храма. Ангел мой, как с тобою тепло! Я такая счастливая мама!.. Станет трудно – скажу: «Не робей! Выше нос и держись только прямо!» Так по жизни идти веселей: Ты – малыш, я – обычная мама. Будет много преград на пути, Только я сильна и упряма. Я умею достойно нести Это званье – ОСОБАЯ МАМА!

Helena: alter-sun СПАСИБО!!!

Настя Вейс: alter-sun, Спасибо! Очень хорошие стихи!

света: alter-sun

Осик: alter-sun Супер!

Мотька: alter-sun Спасибо,очень красивое и нежное стихотворение!!!

ЕленаБ: alter-sun Очень красиво....

Хельга: alter-sun

Maiy_X: alter-sun Спасибо!!!! Замечательные стихи!!!

альфия: alter-sun здорово[url=http://www.radikal.ru][/url]

alter-sun: Спасибо всем! Очень приятно...

turist: alter-sun Очень добрые стихи. Умница!

дарина777: alter-sun Спасибо!!!!Очень трогательно!!!!

samilana: alter-sun Действительно очень красивое и нежное стихотворение

ilusha: alter-sun Очень хорошее стихотворение. Спасибо!

MariAn: alter-sun очень красивое стихотворение.

Лора: alter-sun

vilkene: alter-sun Яночка, ты умница

trini: alter-sun Яна, очень трогательное стихотворение..даже прослезилась...такое доброе...

Daria: alter-sun спасибо большое, тронуло до глубины души

ФокинаТатьяна: alter-sun

Юла: alter-sun Замечательные стихи

Lazylen: Всех "наших" мамочек и папочек, всех деток поздравляем с Новым Годом и Рождеством! И пусть вершатся чудеса, и пусть все будут счастливы и радостно встречают каждый день, а горести будут такими незначительными, и быстро быстро пройдут!

Мотька: Lazylen спасибо!!!Мишенька такой холёсенький!

Lazylen: Спасибо и вам всем!!! Наши детки лучшие!

ФокинаТатьяна: Lazylen Взаимно!У вас чудесный малыш!

alter-sun: Lazylen Милашка какой!

marinazima: Методическое пособие для родителей детей-инвалидов (часть 1) http://humanhealth.ru/inv1.html Как преодолеть психологическую травму, связанную с инвалидностью ребенка Введение С целью реализации п.1.3.14. Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы на 2007-2009 г.г.» в Детском Консультативно-Диагностическом Медицинском Центре (ДКДМЦ) «Здоровье человека» (лицензия Росздравнадзора №ЛО-77-01-001333) специалистами ДКДМЦ Черниковой О.А., Монастырской Н.А., под руководством Тимченко Е.А. и ЭйгельЛ.И., были разработаны Методические пособия для родителей детей-инвалидов. Основной задачей выполняемого раздела Программы является постоянная работа по проведению психолого-социальной реабилитации детей-инвалидов и членов их семей при взаимодействии с профильными организациями социальной защиты населения г. Москвы, а также разработка методических материалов и практических рекомендаций для родителей детей-инвалидов. Реализация индивидуальных программ психологической реабилитации детей-инвалидов и членов их семей осуществляется с помощью различных методик и направлена на оптимизацию внутреннего понимания болезни, мотивационной сферы, системы социально-психологических отношений, а также снижение тревожности. При коррекции внутреннего понимания болезни работа должна быть направлена на формирование адекватного отношения к болезни (ограниченным возможностям и особым потребностям) и рационального типа реакции на эту ситуацию. Коррекция состояния внутренней тревожности является самостоятельным направлением психолого-коррекционной работы и достаточно эффективно решается в групповом общении, когда группа помогает «новичкам» на основе собственного позитивного опыта решения проблем, выполняя задачи: «поддержи друга», «помогая другим - помогаешь себе», «подставь плечо». Коррекция мотивационной сферы направлена на расширение и оптимизацию мотивационного стереотипа ребенка-инвалида и включает гармонизацию всех факторов: мотивационных - «хочу», социальных -«надо» и возможности личности - «могу». Для подростков-инвалидов важна нацеленность на профориентацию с учетом формирования позитивной шкалы ценностей, адекватных притязаний и самооценки. Коррекция социально-психологических отношений имеет своей целью усиление адекватных реакций личности, профилактику формирования патопсихологического реагирования и повышение реабилитационного потенциала ближайшего социального окружения - семьи ребенка-инвалида. Методические пособия включают три брошюры: «Как преодолеть психологическую травму, связанную с инвалидностью ребенка», разработана психологом Черниковой О.А.; «Адаптация детей-инвалидов к современным социальным условиям», разработана психологом Монастырской Н.А.; «Психологическая помощь на дому», разработана психологами Монастырской Н.А. и Черниковой О.А. Указанные брошюры адресованы родителям детей-инвалидов и членам их семей. С чего начать разговор? «Господи, дай мне терпения принять то, что я не в силах изменить, Дай мне силы изменить то, что я могу изменить, И дай мне мудрость отличать одно от другого». Рейнольд Нейборо «... По большому счету, каждая из нас, после постановки ребенку диагноза, спрашивает себя и других: - Куда я попала?- Кто я теперь? И, классическое: - Что делать? Ну, куда попала понятно - вся семья в большой беде! Кто я теперь - семья находится на грани «социального падения»: родители особых детей занимают стандартную нишу во всех Российских регионах. Когда к ребенку приходит болезнь, угрожающая жизни, и требуется дорогостоящее лечение, вместе с ней приходит нищета. Что делать - спасать ребенка каждый Божий день, а с ним и самих себя: лечить, учить, радоваться каждому успеху, преодолевать все неудачи, жить вместе с ним и готовить к тому моменту, когда ему придется жить без тебя » (из письма матери.) Люди, вступающие в брак и создающие семью, полны самыми приятными и радостными ожиданиями от предстоящей семейной жизни. В воображении рисуется долгая, интересная и счастливая совместная судьба. Впереди успешное построение карьеры, рождение детей, любовь и взаимопонимание, радость от совместного общения и уверенности в том, что все зависит только от тебя самого! И действительно, все идет более-менее хорошо, интересная работа, друзья, планы на будущее, рождение ребенка, и вдруг.... С ребенком, что-то не так - ему угрожает смертельная опасность, или поставлен диагноз умственной отсталости, или, после травмы, он уже не будет таким как прежде - Господи как это страшно, не понятно и необъяснимо! Рушатся в один миг все надежды, охватывает непреодолимый страх, и ты не можешь ничего изменить. Только думаешь постоянно: «Почему мой ребенок? Почему в моей семье? Какая несправедливость! Жестокая несправедливость!» Что же происходит с родителями, при постановке их ребенку страшного диагноза? Почему, в этот миг, мир видится совсем другим, он становится непонятным и тревожным! Это происходит потому, что родители, да и все члены семьи, получают серьезную психологическую травму, которая оставляет в душе долгие незаживающие раны. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования: физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия. Они приводят к стойким изменениям личности, способствуют формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев, и могут повлиять на всю дальнейшую жизнь. Целью нашего издания является желание рассказать родителям, воспитывающим детей с различными нарушениями в развитии, в каком психологическом состоянии находятся они и их ребенок. Понимание особенностей психологического состояния, в котором находятся все члены семьи, поможет снизить риск тяжелейших последствий. Семья, воспитывающая сложного ребенка, может существенно облегчить его положение, создать условия для успешной адаптации к окружающему миру, обеспечить ощущение эмоционального комфорта, а может - воздействовать разрушающе, оказывать негативное влияние на психику ребенка. Какую эмоциональную атмосферу воссоздаст семейное окружение, зависит от того, насколько родители смогут справиться с собственными, естественными в таких случаях, переживаниями горя, вины, страха, стыда, отвращения и бессильной ярости. Протекание кризиса у родителей В отличие от кризисов, вызванных такими событиями, как потеря, разлука или насилие, начало кризиса, связанного с проявлениями нарушений у ребенка, не всегда можно точно установить. У детей с синдромом Дауна предварительный диагноз обычно определяется уже в первые дни после рождения. У детей с тяжелыми множественными нарушениями диагноз ставится примерно через 7 месяцев, у детей с физическими недостатками — в среднем через 9-10 месяцев, у детей с нарушениями психики — через 15-16 месяцев (Krause, Petermann, 1998). У более трети детей с психическими отклонениями диагноз определяется только после второго года жизни, из них, примерно у 5 %, — после четвертого. Как показывает опыт, существуют три типа основных кризисных ситуаций, которые отличаются друг от друга тем, насколько трудно диагноз воспринимается пациентом (или его родителями), а также тем, насколько трудно специалисту предсказать дальнейшее развитие ребенка. Острый кризис возникает у родителей, как правило, в двух случаях: если новорожденному сразу поставлен четкий диагноз (независимо от того, было или не было осложнений при родах) и, если заболевание, совершенно неожиданно, определяется через некоторое время. Когда родители внезапно узнают от врача диагноз ребенка, это почти всегда оборачивается для них шоком и острым кризисом. Такая ситуация может возникнуть непосредственно после рождения, заболевания или несчастного случая. Физические недостатки ребенка (например, некоторые виды дисморфии; Neuhau-ser, 1999), некоторые генетические заболевания, хронические болезни, множественные нарушения и психические отклонения проявляются уже при рождении, и родители сразу же могут об этом узнать. Иногда диагноз не удается установить много лет, если вдруг не происходит событие, которое вызывает кризис. При этом, родители, мало-помалу, теряют представление о том, как им следует оценивать своего малыша. Вместо единовременного стресса происходит медленное накопление ощущений, фактов, наблюдений за деталями, которые постепенно становятся все более и более тревожными. Такая стрессовая ситуация длится многие годы, она развивается вместе с взрослением ребенка и не позволяет родственникам отвлечься от нее. Жизнь после диагноза оборачивается для родителей сплошным затянувшимся кризисом с цепью непредвиденных событий, которые всегда вызывают только печаль и чувство страха. Многие виды отклонений в развитии становятся все более и более различимы только по мере роста ребенка. Родителям бывает более сложно понять, насколько серьезно умственное или физическое отклонение в развитии их ребенка, если врачи сами не уверены в диагнозе. Часто, чтобы не смущать родителей, специалисты говорят об обычном отставании. При этом, родители считают, что это отставание возможно ликвидировать. Иногда между ними и врачом образуется негласная коалиция, цель которой — проигнорировать вероятность существования опасной болезни. Если специалист решает нарушить это «соглашение», разочарованные родители обращаются к следующему, более обнадеживающему эксперту.

marinazima: Жизнь после диагноза или что такое психологическая травма? Травматический стресс очень подробно описан в книге «Психологический стресс» Е.Черепановой. Мы, используя эту информацию, постараемся описать ситуацию, с точки зрения травматического стресса, в которую попадает семья после выявления той или иной патологии у ребенка. Нам представляется важным дать Вам информацию, которая поможет вовремя распознать последствия психологической травмы и оказать помощь себе и ребенку. Существует много теорий, объясняющих возникновение травматического стресса. Ряд психологов предлагают рассматривать психологическую травму с точки зрения смерти, свободы, изоляции и бессмысленности. В травматической ситуации эти темы выступают не абстрактно, не как метафоры, а являются абсолютно реальными объектами переживания. Тема смерти предстает перед родителями в двояком виде. С одной стороны, это возможность смертельной опасности для ребенка, а с другой - преследует мысль о своей собственной смерти. В повседневной жизни у человека имеются защитные механизмы, позволяющие ему спокойно существовать бок о бок с пониманием, что когда-нибудь, в далеком будущем, настанет момент - и уже ничто не будет иметь значения!, но это будет так не скоро... Эта психологическая защита создается в детстве и выступает в виде базовых иллюзий: - иллюзия собственного бессмертия, иллюзия справедливости и иллюзия простоты устройства мира. Надо сказать, что иллюзии достаточно устойчивы, они являются своего рода барьером для проникновения тревоги и помогают человеку чувствовать себя достаточно уверенно. Психологическая защита не лишена смысла. Она оберегает нас от опасности, точное содержание которой известно только нам самим. Иллюзия собственного бессмертия выглядит примерно так: «Могут умереть все, кроме меня и моих близких». Столкновение с травматической ситуацией - информацией о том, что ребенку угрожает опасность, ставит родителя лицом к лицу с реальностью. Возникают мысли, что ребенок может умереть, его надо спасать и, в этот момент, ужасает страх собственной смерти: «Ведь кто поможет ребенку, если меня не станет?». При этом, кардинально меняется образ мира, который, из комфортного и защищенного, превращается в мир роковых случайностей и опасности. Иллюзия справедливости воспринимается, как высказывание: «Каждый получает по заслугам», или «Если я буду делать добро людям, то оно ко мне вернется». Ситуация, в которую попадают члены семьи больного ребенка, сразу же показывает обманчивость представления о справедливости устройства мира. На вопрос «Как же с нами может такое случиться, ведь мы все делаем правильно?!» - звучит ответ: «Может!», и никому при этом, нет дела - плохи Вы или хороши, любят Вас или нет, о чем Вы мечтали, к чему готовились, что планировали. Это открытие - настоящее потрясение. Ведь оно обесценивает все усилия: «Зачем быть хорошим человеком, если это не дает защищенности». Третья иллюзия - иллюзия простоты устройства мира, заключается в представлении о том, что мир очень прост, в нем есть добро и зло, друзья и враги, счастье и горе. В ситуации психологической травмы все перемешивается, все становится спутанным, где друзья, где враги, где хорошее, где плохое? Появляется ощущение полного хаоса. Возникает следующая актуальная тема - тема свободы. Ощущать себя свободным - это счастье! Что больше всего ограничивает нашу свободу? Самым сильным ограничением - является чувство вины и, вытекающие из него, всевозможные долги, обязательства, ответственность. На протяжении долгих лет нас убеждали, что мы - за все в ответе. Но человек отвечает только за то, что от него зависит! И не более того. Родители же, неизменно ощущают вину, если беда случается с ребенком. Это чувство практически поглощает травмированных родителей, максимально ограничивая их свободу - их внутреннюю свободу! Между тем, чувство вины одно из самых бессмысленных и разрушающих. Человек, испытывающий чувство вины, постоянно казнит себя, пытаясь искупить свою реальную или воображаемую вину, стремится наказать себя, занимаясь саморазрушением, иногда даже начинает считать, что вообще недостоин жить. Все это - угнетает травмированных родителей, не дает им возможности развиваться, «тормозит» их жизнь. Тема изоляции - возникает, когда родители вдруг чувствуют, что им стало очень трудно и даже невозможно устанавливать близкие отношения с другими людьми. Их переживания, их опыт настолько уникальны, что другим людям бывает просто невозможно их понять. Внутреннее ощущение одиночества подкрепляется и социальной «изоляцией», ведь после постановки ребенку диагноза его причисляют к определенной категории, называемой «инвалид», в структуре социальных слоев это - отдельная общность людей с ограниченными возможностями. Ограниченные возможности - и есть изоляция. Рождение детей с проблемами здоровья - это травмирующая ситуация для социального общества. В нем возникают такие же процессы по разрушению иллюзий, как и у родителей, срабатывает защита, и общество, неосознанно, отторгает семьи с больными детьми, отгораживается от инвалидов, выделяя их в особую категорию. Тема бессмысленности. Известно - человек может вынести все что угодно, если в этом есть смысл. Психологическая травма неожиданна, беспричинна, поэтому воспринимается, как бессмысленная. Во имя чего? Или за что? Травмированные родители придумывают несуществующие оправдания случившемуся несчастью - это может звучать так: «В искупление грехов прародителей», или считаться «Знаком божьим». Становится совершенно непонятно, что теперь с этим предзнаменованием делать. Наступает полная растерянность. Крушение подобных, присущих человеку, иллюзий можно сравнить с потерей некой устойчивости, ведь все базовые понятия представляют собой основание - фундамент. В момент психологической травмы фундамент рушится: «теряется почва под ногами», а в состоянии такой невесомости трудно управлять собой, иногда трудно понять: кто ты такой, что произошло и что надо делать? Разрушение базовых иллюзий - страшный и болезненный момент, и очень важно, что последует за этим. Если человек сможет выйти из мира, хотя и удобных, но все же иллюзий, в мир опасный, но все же реальный, это означает, что он повзрослел и состоялся, как личность. Если родители сумели извлечь из своего переживания важный личностный опыт, то вне зависимости от своего возраста, они всегда будут психологически более зрелыми, чем те, кто никогда не сталкивался с человеческой трагедией. Они будут лучше понимать жизнь и чувствовать других людей. Как возникает психологическая травма? Психологическая травма - это травма психики человека. Психика, в переводе с греческого psyche, -означает душа, то есть это, в первую очередь, травма души. Душа - очень емкое понятие. Человека можно исчерпывающе охарактеризовать, сказав «У него широкая душа» или «Он малодушный». Услышав такие определения, сразу становится понятно, что это за человек, то есть душа - это основа личности, ее ядро. В жизни люди сталкиваются с разными ситуациями, что-то не задевает, что-то трогает. Но когда случаются события, ранящие душу, происходит психологическая травма. Полученная психологическая травма разрушает защитные механизмы, проникая в душу, вызывает тяжелые и длительные переживания. Она навсегда сохраняется в памяти, становится фактом жизненного пути. Между тем, получивший травму человек часто пытается сделать что-то такое, чтобы все было как прежде. Вот и родители говорят себе: "Я стараюсь не думать про то, что с нами произошло", "Мне надо взять себя в руки", "Мне надо отвлечься, и тогда я смогу много чего сделать". То есть сделать так, чтобы травма перестала причинять душевную боль, избавиться от болезненных впечатлений, не меняя ничего в себе. По сути дела, это попытка отделить от себя свои болезненные переживания, спрятать подальше внутри себя, помещая их в некий "контейнер". "Контейнер" — это виртуальное образование, обеспечивающее психологическую защиту от внедрения в сознание травматических впечатлений. В "контейнер" заключены травматические переживания чрезвычайно негативные, и разрушительные: гнев, вина, страх и др. Эти чувства накалены очень сильно. Поэтому, внутри "контейнера", как джин в бутылке, спрятана агрессивная энергия, которая не нашла своего выхода в момент переживания травмы. Травмированный человек, почувствовавший чрезвычайно сильные и разрушительные эмоции, больше всего на свете опасается их повторения. Но эти эмоции уже возникли и "бережно" сохраняются в "контейнере", не имея свободного выхода. Если же, им удается вырваться наружу, травмированный человек, как правило, теряет контроль над собой. Зная это, он вынужден, прилагать титанические усилия, чтобы "контейнер" не открылся и неконтролируемые эмоции не выплеснулись наружу, сметая все вокруг. Сохранение "контейнера", со временем, требует все больше усилий, и, в конце концов, может получиться так, что вся энергия человека будет расходоваться на это. Возникают - переутомление, бессонница, раздражительность, нарушения внимания, памяти и др. Человек истощается в борьбе с самим собой.

marinazima: Для чего надо преодолевать последствия психологической травмы? Жить в состоянии «психологической невесомости», не ощущая под ногами устойчивой опоры, тратя невероятное количество энергии на удержание своих переживаний, испытывая постоянную тревогу и разочарование, чувство вины и гнев - тяжело и неинтересно! Воспитывать в таком состоянии ребенка - просто не честно по отношению к нему. Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно, это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности. При каких условиях это будет осуществляться наиболее успешно? Во многом, результат зависит от отношения родите¬лей к самому факту рождения «трудного» ребенка, выбора стиля и тактики его воспитания, понимания особенностей заболевания на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи. Падая в пропасть своих переживаний, родитель не в силах помочь своему ребенку, хотя именно это - цель всего его существования. Находясь в состоянии психологического надлома, просто невозможно увидеть всей перспективы возможных действий. Представьте, что Вы провалились в глубокую яму, и вокруг Вас - только вертикальная поверхность земли, темная, сырая и холодная. Как действовать, находясь в полной изоляции? Так жить невозможно! От такого бессилия душа рвется на части и медленно наступает сумасшествие. Как вернуть себя к реальности, в которой на самом деле нет этих сырых стен, ограничивающих Ваши действия? Посмотрите вокруг, там все осталось прежним, поменялось Ваше восприятие действительности, но его физические характеристики остались прежними. Что вы можете чувствовать после травматического события? Эмоциональные и физические реакции, которые следуют за таким событием, бывают обычно очень интенсивными, пугающими и вызывающими шок. Вы можете быть удивлены чувствами, которые Вам незнакомы и кажутся невозможными для Вашего характера. Грусть. Чувство глубокой грусти и печали обычно возникает, если ребенку был причинен вред или ему угрожает опасность. Беспомощность. Травмирующая информация, как правило, слишком сильна (сверхмощна). Она как бы вычеркивает самое лучшее в Вас, и заставляют чувствовать бессилие и неспособность помочь. Повторяющееся переживание события. Впечатления, испытанные во время получения информации о том, что Ваш ребенок в сложной ситуации, могут быть столь сильными, что их переживание будет продолжаться очень долго: часто бывают вспышки сильных негативных эмоций, таких как вина, гнев, тревожные сновидения, и приступы внезапной тревоги. Повторяющиеся переживания могут быть очень тяжелыми и пугающими, но это совершенно нормально, в этом нет ничего необычного. Оцепенение. Шок от полученной информации может проявляться в том, что Вы будете чувствовать оцепенение и эмоциональную истощенность. Ваши обычные чувства, на время, могут быть блокированы, и Ваша способность переживать их может быть снижена. Появляется желание отойти от контактов с другими людьми, Вас перестает увлекать то, что обычно радовало. Жизнь в «заимствованном» времени. Вследствие психологической травмы, может измениться Ваш взгляд на важные моменты Вашей жизни. Надежды на лучшее будущее могут быть утрачены или разбиты вследствие глубокого разочарования. Напряженность и беспокойство. Вы можете чувствовать постоянное возбуждение, что затрудняет отдых, засыпание, мешает сосредоточиться. Снять тяжелое внутреннее напряжение помогает плач. Лучше выразить Ваши чувства, чем пытаться сдержать слезы. Злость. Интенсивное чувство злости в Вашем состоянии может быть легко спровоцировано. У Вас появляется ощущение, что Вы не похожи на самого себя. Родные, друзья и коллеги могут замечать некоторые перемены в Вашем характере. Возникает постоянный гнев по поводу несправедливости и бессмысленности происшедшего или против тех, кто, как Вам кажется, был причиной того, что случилось. Страх. В Вашей жизни могут появиться новые страхи и тревоги. Вы боитесь выйти из дома, потерять своих близких, опасаетесь, что Вас бросят. Другие страхи концентрируются вокруг опасности утратить контроль над собой или пребывать в состоянии постоянной тревоги. Вина. Вы можете переживать глубочайшее чувство вины. У Вас возникают сомнения, смогли ли Вы, каким то образом, повлиять на ситуацию. Вы спрашиваете себя, чем Вы заслужили то, что произошло. Взаимоотношения. Стрессы и напряжение, возникающие в обычной жизни, становятся непереносимыми для тех, кто получил психологическую травму. Эти люди стараются избегать близких контактов с родными, друзьями и коллегами, что, зачастую, ведет к возникновению личных проблем. Трудности во взаимоотношениях, со временем, усиливаются, наряду с нарастанием ощущения, чтс "никто не может понять, через что я прошел"! Такое ложное представление является главным препятствием для просьбы о помощи и поддержке. А между тем, часто именно окружающие могут помочь во время кризиса. Какие физические последствия могут быть у Вас, помимо эмоционального напряжения? Известие о тяжелом диагнозе ребенка может иметь болезненные физические последствия, они проявляются вскоре после этого или развиваются постепенно, спустя долгое время. Вот некоторые, наиболее распространенные. Усталость и истощенность. Все травматические инциденты создают интенсивное и длительное воздействие на тело. Ваше тело долгое время может быть физически перевозбужденным, что вначале ведет к усталости, а позже к истощению. Мускульное напряжение. Повышенная нервозность, в которой Вы находились, выражается в мускульном напряжении в различных частях Вашего тела, что сопровождается разнообразными симптомами, начиная с общей негибкости и напряжения, до болей различной локализации, головных болей, ощущений удушья и комка в горле, и других заболеваний. Сердцебиение. Все эмоциональные реакции связаны с кратковременными или долговременными физиологическими проявлениями, такими как сердцебиение, потливость, дрожь в руках, что может приводить к периодическому нервному ознобу, болям во всем теле и проблемам с пищеварением. Медицинское лечение может вызвать некоторое уменьшение этих реакций. Важно помнить, что внутренняя проработка травматического события и обсуждение, проговаривание его с кем-то из близких людей, или с профессиональным психологом, — это первый и самый важный шаг к долговременному выздоровлению. Запомните! У Вас могут быть некоторые или все перечисленные реакции, время от времени, или постоянно. Во всех случаях - это знаки говорящие о том, что Вы - на пути естественного исцеления. Это работа Вашей души, направленная на преодоление своей травмы.

marinazima: Что же делать? Как правильно вести себя в состоянии психологической травмы? Даже само понимание того, в каком состоянии Вы находитесь, производит терапевтический эффект, это дает возможность не воспринимать себя сумасшедшими. Все негативные переживания имеют право на существование, человек не робот, и он не может реагировать по-другому. Принять ситуацию, это не значит бездействовать, напротив, это означает действовать, исходя из тех условий, в которые Вы попали, искать оптимальное взвешенное решение. Вам необходимо понять себя, свои переживания, не загонять их в «контейнер». Это - задача сложная, но выполнимая. Обратиться за помощью к специалисту - не малодушие, а знак того, что человек хочет изменить свое состояние, хочет успешно действовать в сложившейся ситуации. Разрешить себе прожить свое горе, означает перейти на новый уровень существования. Ф. Е. Василюк в книге «О человеческом в человеке» пишет: «... Переживание горя, может быть, одно из таинственных проявлений душевной жизни. Каким чудесным образом человеку, опустошенному утратой, удается возродиться и наполнить свой мир смыслом? Как он, уверенный, что навсегда лишился радости и желания жить, сможет восстановить душевное равновесие, ощутить краски и вкус жизни? Как страдание переплавляется в мудрость?...» Можно ли ответить на эти вопросы? Можно лишь с уверенностью сказать, что все это под силу величайшему человеческому духу. Как помочь себе? Мы уже говорили с Вами, что эмоции, которые Вы испытываете, - очень неприятные и тяжелые, но все же они имеют право на существование потому, что Вы попали в ситуацию психологической травмы, а при этом возникают именно такие переживания (например, если Вы простыли, то у Вас обязательно начался насморк). Для того, что бы помочь себе справиться с этим тяжелым эмоциональным состоянием, нельзя свои переживания загонять в тот пресловутый «контейнер», про который Вы уже слышали. Совет: Вы будете чувствовать себя лучше, если позволите себе разделить свои переживания с людьми, способными оказать поддержку. Не держите свои проблемы при себе. Своими впечатлениями от ухода за ребенком нужно делиться, и, в первую очередь, со своими близкими, членами семьи, друзьями. Скорее всего, Вы поймете, что не одиноки в своих переживаниях, и можете рассчитывать на понимание и поддержку от взрослых людей, которые находятся рядом. Если же такой поддержки Вы не ощутите, не стесняйтесь обратиться к психологу. Выберите специалиста, которому Вы будете доверять, воспользуйтесь рекомендациями друзей или знакомых, которым работа с психологом помогла, принесла пользу. Многие люди, ухаживающие за больными детьми, перестают поддерживать социальные контакты и ограничиваются лишь заботой о ребенке. Однако, чувствуя себя одиноким, очень тяжело ухаживать за больными. Чрезвычайно важно не терять друзей и общественные контакты. Совет: постарайтесь привлечь всю семью к уходу за ребенком. Иногда семья является лучшим помощником, иногда она приносит лишь огорчения. Важно не отвергать помощь других членов семьи, если они располагают достаточным временем, и не стоит нести, подчас нелегкое, бремя ухода за больным ребенком в одиночестве. Когда члены семьи огорчают Вас нежеланием помогать, или из-за недостатка знаний о болезни критикуют Вашу работу, можно создать семейный совет для обсуждения проблем ухода за больным. Очень важно иметь время и для себя. Это даст Вам возможность получать от жизни удовольствие. Если Вам необходимо на длительный срок отлучиться от ребенка, постарайтесь найти человека, который смог бы в Ваше отсутствие продолжать Вашу работу, что позволит Вам передохнуть. Совет: Иногда уход за ребенком с проблемами в развитии становится непосильной задачей. Если Вы чувствуете, что переутомлены и что работа превыше Ваших сил, обратитесь к тем, кто может оказать Вам помощь. Не забывайте о собственной важности. Ваше благополучие чрезвычайно важно как для Вас самих, так и для Вашего ребенка. В его жизни Вы незаменимы, это дополнительная причина беречь себя. Как помочь ребенку? Прежде всего, нужно помнить, что Ваш ребенок тоже находится в состоянии психологического стресса и поэтому испытывает весь комплекс переживаний, возникающий в данном эмоциональном состоянии. Ваша любовь, принятие, оптимизм, вера в чудо и надежда на лучшее являются огромным ресурсом для ребенка. Важно помнить об этом и не опускать рук. Однако, очень часто родители, справляясь с невероятными трудностями, связанными с болезнью и лечением ребенка, обеспечивая необходимую диету, режим, посещение процедур, обучение и развитие своего ребенка, становятся совершенно беспомощными в ситуации откровенного разговора с ребенком, про то чем он болен. А ведь без правдивой, настоящей неискаженной информации Ваш ребенок находится в ситуации, когда он просто не понимает, что вокруг него происходит и получает дополнительный стресс, уже простите, из Ваших рук! Это невероятно сложно быть с ребенком открытым в данной ситуации, хочется защитить его от этой, часто страшной информации, а иногда просто трудно отыскать слова и понять, как правильно это сделать. Поэтому надо подойти к этому вопросу во всеоружии - обсудив его с родными, или друзьями, которым Вы доверяете, а если не нашли решения, которое удовлетворяет, обратитесь к психологу или лечащему врачу. Главное понять, что это сделать необходимо, а способ Вы непременно найдете, ведь у Вас такой огромный опыт находить эти способы. Получив информацию о своем состоянии, ребенок будет испытывать, скорее всего, те же чувства, что и до этого, но они будут привязаны уже к конкретной ситуации (его болезни), а не просто ощущениями тревоги, страха, беспомощности и обиды, которые он испытывает непонятно почему (потому, что их испытываете Вы, и Ваши близкие). Вам будет проще оказать ребенку поддержку, называя все своими именами. Если ребенок будет понимать, что с ним происходит, Вам будет проще общаться с ним, а у него появится возможность бороться с болезнью. Ваша задача - помочь ребенку справиться с негативными переживаниями и почувствовать уверенность в себе. Помочь ребенку перебороть переживания, которые копятся внутри, можно, опираясь на фантазию ребенка, так как фантазия - это хранилище его мыслей, чувств. Ребенок вряд ли сообщит вам, что он чувствует, чего боится, но в свободное фантазирование он вложит все, что его беспокоит, он откроет самые потайные уголки своей души. Для того, что бы заработало воображение, ребенку необходимо помочь снять напряжение. Методы, которые мы хотим Вам предложить, подробно описаны в книге Шейлы Кей Льюис и Шелдона Льюис «Ребенок и стресс» - это релаксация, глубокое дыхание и воображение. Эти методы известны с древности. На протяжении сотен лет люди во всем мире пользовались ими, чтобы сосредоточиться или расслабиться и достичь высших уровней сознания. Они называ¬ются упражнениями для духа и тела, потому что в них используются методы психологического влияния на физиологические процессы. Детей легко научить пользоваться этими методами. Мы предлагаем следующие упражнения, которые нравятся многим детям.

marinazima: 1.Релаксация Используя простые методы, мы можем устранить реакцию организма, вызванную стрессовым состоянием, на противоположную, так называемую «реакцию релаксации», во время которой обмен веществ, сердечные и дыхательные процессы, давление нормализуются, стабилизируется приток крови к мышцам и изменяются ритмы мозга (появляется больше альфа-, тета- и дельта- волн). Используя упражнения по релаксации для регулирования реакции на стресс, ребенок учится справляться с пугающими его ситуациями, как, например, посещение врача, госпитализация и др. Упражнение « Мышечная релаксация». Время: 10 мин. Возраст: 6-12 лет. (Маленькие дети могут выполнять отдельные элементы этого упражнения вместе со взрослыми). 1.Сядь в удобное кресло или ложись на пол. Спина опирается на спинку кресла или прижата к полу. (Если ты сидишь в кресле, поставь ноги на пол, но не скрещивай их. Если ноги не достают до пола, подложи под них подушку). 2.Начнем с рук. Сожми руки в кулаки. Как можно сильнее напряги мышцы. Представь ощущение этого напряжения - как тугая тетива, которую вот-вот отпустят. Разожми кулаки и пошевели пальцами. Они извиваются, как спагетти. Встряхни их. Испытай чувство освобождения, расслабления. 3.Переходим к ногам. Напряги мышцы ног, включая пальцы в «тугую тетиву». Затем, расслабь икры , колени, бедра, всю ногу. Потряси ногами и пошевели пальцами. 4.Напряги туловище - начни с плеч, затем перейди к груди и животу. Ощути пространство вокруг пояса, в том месте, где обычно носят ремень. Расслабь живот. Потом - грудь. Если ты чувствуешь напряжение в плечах, мягко положи руки на пол или на подлокотники. Несколько раз глубоко вдохни животом, пока напряжение не пропадет. Затем, расслабь поясницу. Ты чувствуешь себя спокойно и расслабленно, как отпущенная тетива. 5.Наморщи лоб. Плотно закрой глаза. Затем открой. Наморщи нос ненадолго. Сожми и разожми зубы. Погримасничай, напрягая и расслабляя разные части лица. Расслабься и запомни это чувство. 6.Проверь, не чувствуешь ли ты напряжения в какой-нибудь части тела. Избавься от него, напрягая и расслабляя мышцы. Если ты сидишь в кресле, медленно поднимись, если на полу, медленно перекатись на бок и встань. Упражнение «Водопад». Время: 2-3 мин. Возраст: 6-12 лет. Цель: расслабление, избавление от чувства дискомфорта. Представь, что ты находишься в прохладном зеленом лесу у подножия водопада. Восхитительно пахнут сосны, воздух чист и свеж, брызги воды попадают на твою спину. Ты прекрасно себя чувствуешь. Подходишь ближе к водопаду, подставляя свое тело под его брызги. Руки, шея, плечи, спина, ноги ощущают прохладу. Ты садишься у самой воды, и время замирает. Все вокруг кажется прохладным, чистым и восхитительным, даже когда ты уходишь.Может быть, ты захочешь нарисовать водопад, используя свои любимые цвета. Повесь картину у кровати и часто смотри на нее. Занимаясь или просто разговаривая с ребенком, постарайтесь понять, что именно и как, ощущает в этот момент Ваш ребенок. Только прочувствовав, пропустив через себя его состояние, Вы сможете правильно смоделировать свое поведение по отношению к нему. Например, многие аспекты госпитализации и, в особенности, операции, могут вызвать у ребенка в лучшем случае волнение, в худшем - ужас. Нахождение в незнакомой обстановке, то, что незнакомые люди осматривают и касаются его, анализ крови, рентген, уколы, отсутствие родителей, въезд в операционную, маска, которую накладывают на лицо и пребывание в послеоперационной палате с раной или болью... Ребенок ощущает себя бессильным, покинутым, оскорбленным, он боится умереть. Некоторые дети думают, что их отправили в больницу из-за плохого поведения. Дошкольники (до 5 лет) волнуются в основном из-за разлуки с родителями. Школьники боятся, что они будут отличаться от других детей, потому что с их телом не все в порядке. Чем больше у детей информации, тем меньше они боятся больницы. Расскажите ребенку, что операцию будут проводить на определенном участке тела. Если возможно, заранее скажите о будущем шраме, шее или бандаже. Исследования показали, что дети от семи лет и старше получают пользу от предварительной подготовки к госпитализа¬ции, а с младшими детьми, наоборот, нужно проводить ее непосредственно перед самой операцией. Чем больше информации у ребенка, тем меньше он будет испуган. Перед госпитализацией детям полезно знать некоторые методы релаксации и направленного воображения, которые снима¬ют мышечное напряжение и волнение, и, таким образом, уменьшают боль и возможность осложнений. Хорошо, если ребенок научится выполнять эти упражнения дома. Примечание: возможно, лучше всего подойдут упражнения на дыхание, так как подвижность тела в больнице может быть ограничена.

marinazima: 2.Глубокое дыхание. Любой родитель, который пытался успокоить плачущего ребенка, замечал связь между дыханием и эмоциями. Мы говорим: «Дыши глубже», и когда ребенок это делает, его возбуждение исчезает. И наоборот, если приласкать хнычущего ребенка, который прерывисто дышит, его дыхание становится спокойнее. «Когда нарушается дыхание, волнуется душа. Когда дыхание успокаивается, и душа обретает покой». (Индийская мудрость). Упражнение «Глубокое дыхание». Время: 2-3 мин. Возраст: 5-12 лет. Цель: Регуляция вегетативной нервной системы. Расслабление. Сосредоточение и осознание своих ощущений. 1.Сядь в кресло, спина прямая и расслабленная. 2.Положи руки на грудь, так, чтобы средние пальцы касались друг друга в центре груди. Дыши ровно. 3.Отметь, в какой момент соединенные средние пальцы рук начнут расходиться. Усиль это движение, вдыхая более глубоко. 4.Маленькие дети могут представить это движение как поток воздуха, наполняющего грудь при вдохе и улетающего, при выдохе. 5.Повтори это в течение 2-х или 3-х минут. Следующий вариант «глубокого дыхания» - «воздушный шарик» - особенно полезен для взволнованного или плачущего ребенка. Упражнение «Воздушный шарик». Время: 0,5-1 мин. Возраст: 3-5 лет. Цель: Показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. Научить «вдыхать и выдыхать». 1.Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких. 2.Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. 3.Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика. 4.Сделай паузу и сосчитай до 5. 5.Снова вдохни и наполни легкие воздухом. Задержи его, считая до 3, представляя, что каждое легкое - надутый шарик. 6.Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот. 7.Повтори 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое - надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь. 8.Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало. «Воздушный шарик» - замечательное упражнение для маленьких детей. Старшим детям больше подойдет упражнение «лифт». Его можно выполнять в любое время. Дыхание успокаивает нервную систему и гасит эмоции. Когда мы глубоко дышим, то избавляемся от тревожных мыслей и ощущаем, что можем контролировать свои мысли, а не подчиняться им. Упражнение «Лифт». Время: 1 мин. Возраст: 6-11 лет. Цель: Совершенствование мастерства, достигнутого в «воздушном шарике». Расслабление и регулирование нервной системы. 1.Дети учатся выделять три участка: голову, грудь и живот, задерживая дыхание на б, 8 или 12 секунд в каждом из них. 2.Сделав вдох носом, ты начинаешь поездку на лифте. Выдыхая, почувствуй, как воздух начинает свой путь от подвала (живота). 3.Снова вдохни - воздух поднимается на один этаж выше (желудок). Выдохни. 4.Вдохни еще раз и подними лифт на следующий этаж (грудь). Выдохни. 5.А сейчас можно отправиться на чердак, вверх по горлу, к щекам и лбу. Почувствуй, как воздух наполняет голову. Когда выдохнешь, ты ощутишь, что напряжение и волнение вышли из твоего тела, словно из двери лифта. 3.Воображение. «Взгляни на движение звезд, как будто ты движешься вместе с ними. Замерев, наблюдай постоянно меняющийся танец частиц». Марк Аврелий Волшебные путешествия - медитация направленного воображения, - эти путешествия предлагают «запасной выход» для снятия стрессового состояния и восстановления энергии. Можно, благодаря этому, отвлечься, но не для того, что бы избавиться от выполнения задания или посещения врача. Наш опыт работы показывает, что обсуждение проблемы с маленькими детьми не всегда приносит результаты. А волшебные путешествия позволяют ребенку изучить свои чувства и освободиться от их давления. Волшебные путешествия можно совершать, находясь дома или в школе. После них хорошо заниматься рисованием и письмом. Упражнение «Путешествие в волшебный лес» Время 3 минуты.Возраст 6-8 лет Цель: Ощущение покоя, снятие волнения, решение проблем, обретение собственного места в прекрасном лесу. 1.Сядь удобно. Можешь закрыть глаза. Ты видишь лес, деревья, кустарник и всевозможные цветы. В самой чаще стоит белая скамейка. Присядь на нее. 2.Прислушайся к звукам и насладись ароматами вокруг тебя. Пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Ты слышишь пение птиц, шорохи трав. 3.Представь, что сказочные персонажи, обитающие в лесу, пришли на помощь к тебе. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадать загадки или смешат тебя. Подружись с ними. 4.Как ты себя чувствуешь? Тебя ждет долгая дорога домой из твоего сказочного леса. Ты идешь, смотришь вокруг и разговариваешь со своими новыми друзьями. Послушай их советы, они помогут тебе справиться с тем, что у тебя не получается. Австралийский психолог Дорис Бретт предлагает в работе с детьми использовать сказки. Ребенку рассказываются истории, в которых действует герой или героиня, наделенные характерными чертами этого ребенка, и которые сталкиваются с теми же проблемами что и этот ребенок. В этих историях герой или героиня находят пути и способы понимания и разрешения своих трудностей. Рассказы могут включать, помимо главных героев, волшебные, фантастические персонажи. Важно, чтобы ситуация главного героя напоминала ситуацию данного ребенка. Рассказ "подгоняется" под личность ребенка: похожая ситуация, похожее имя, возраст, дом, семья, друзья. Все должно напоминать ребенку о нем самом, но не указывать прямо на него. Часто, когда заводится разговор о самом ребенке, он замыкается, уходит от разговора. А слушать историю - совсем другое дело. Таким образом, создается «зона безопасности» -ребенку не читают наставлений, не обвиняют его, ничего у него не выпытывают. Он просто слушает рассказ о таком же, как он, ребенке и узнает что-то новое, полезное, что-то сопоставляет без неприятных психологических последствий. Преимущество методики Д. Бретт заключается в том, что рассказы позволяют детям накопить необходимый для перемен опыт. Конкретный опыт, непосредственные переживания оказывают на детей гораздо большее влияние, чем "словесные поучения". Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду. В заключение. Иногда человеку, отчаявшемуся или уставшему от непреодолимых трудностей, достаточно увидеть в глазах прохожего понимающий взгляд или услышать слова поддержки, и тут же появляется новый заряд энергии и снова есть силы идти дальше. Хочется верить, что на страницах этой брошюры мы смогли выразить свою поддержку и понимание. Уникальность каждой судьбы бесспорна, так же как и уникальность переживаний. Каждая семья имеет свой опыт и свою историю. Но всех объединяет невероятное мужество и самопожертвование. Материнство и отцовство - самые почетные звания для человека. Быть родителями детей с проблемами здоровья труднее, как физически, так и психологически, а значит - достойно величайшего уважения! Специалисты нашего Центра всегда готовы оказать помощь и поддержку, если Вы чувствуете, что таковая Вам нужна. Использованная литература: 1.Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 96 с. 2.Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 208 с. 3.Шелдон Левис, Шейла Левис. Ребенок и стресс: «Сам себе психолог» - СПб: Питер Пресс, 1996. - 208 с.

ltnrf2006: marinazima спасибо

ФокинаТатьяна: marinazima

KaRinaSH: marinazima

Хельга: marinazima Спасибо!



полная версия страницы