Форум » Развитие ребенка, динамика приобретения навыков » Чем заменить массаж?! » Ответить

Чем заменить массаж?!

Наталья Германовна: Максиму сейчас 3 мес и 10 дней, приподнимаем голову с рождения, но вот до сих пор еще не уверенно держим в вертик.положении. У нас тоже гипотония мышц, но беда в том, что нам нельзя делать массаж из-за судорожного синдрома! Врач сказал, что есть риск перерастания в эпилепсию Но слава Богу, приступов больше нет (были в месяц и в 2 месяца по 5-7 дней), надеюсь, лечение поможет: пьем конвулекс,элькар, диакарб. аспаркам, пантокальцин, ну и аквадетрим, зима все-таки..... Делаю сама гимнастику, на мяче катаемся.... но вот и все... а как бы нам помог массаж с нашими мышцами!!!!

Ответов - 54, стр: 1 2 All

turist: Я тоже активно использовала мяч. И сейчас ежедневно. Консультировать меня было просто некому. Вижу только положительный эффект от его использования.

Юла: Мы тоже до сих пор на мяче ежедневно занимаемся, больше правда в игровой форме.

анара: спасибо за рекомендации


ЕленаБ: анара Добивайтесь направления в бассейн!!!Что значит зачем?

тори: Юла пишет: больше правда в игровой форме. И у нас так же

анара: Да у нас такой врач даже когда были на приеме такие недовольные медсестра ещё недовольно выговаривала доктору что они так часто на прием приходят (через каждые 2 месяца)мол пусть раз в полгода приходят.Обидно конечно за такое отношения. Я даже согласна ходит на платной основе но не знаю кто в нашем городе с такими детьми занимается

тори: анара Какой ужас,что за отношение???Медсестру вашу бы

анара: да я согласна время покажет

Хельга: Мы с Полиночкой каждый день делаем упражнения на мяче. То что мы можем делать сами, без ущерба для здоровья ребёнка, нам показала массажистка.

Марина-Женя: Не нашла подходящую темку, но кажется сюда подойдет. Записала сегодня наше занятие по массажу на видео фотоаппаратом, прошу строго не судить - опыта мало и Женя становится старше и больше сопротивляется - то что ему не нравится делать не хочет - возмущается. Массаж можно посмотреть тут http://video.mail.ru/mail/marysim8/_myvideo/4.html Учимся ползать тут http://video.mail.ru/mail/marysim8/_myvideo/3.html Плаваем тут http://video.mail.ru/mail/marysim8/_myvideo/5.html Там где плаваем, сейчас Женя на ныряние не всегда ждет команду, а раньше команда была "внимание ныряем" и под воду, еще последнее время ему постоянно хочется ноги свои держать и когда пытаемся его выровнять он соответственно возмущается, поэтому то что он плачет я расцениваю как протест.

ЕленаБ: Марина-Женя Молодцы какие,Женя маленький трудяжка!!!Но плавать ему нравится гораздо больше,чем учится ползать

OlgaLD: Моя подруга выложила в своем журе (закрытом) большой материал по массажу. Я выложу здесь, может быть, что-то кто-то для себя возьмет. Это ей дала массажистка конкретно для них (у них приступы и проч.) по разным книжкам. Но, думаю, кое-что может и нам пригодиться. МАССАЖ Общий массаж для стимуляции ослабленных мышц 1. Глубокое непрерывное и прерывистое поглаживание, растирание, выполняемое одним или несколькими пальцами, гребнеобразное растирание, когда кисть сжата в кулак, а массажные действия производятся тыльной поверхностью двух фаланг пальцев с опорой на большой палец, углубленное растирание с давлением другой кистью на кисть, производящую массаж. Эти приемы используются на крупных мышцах (спина, ягодицы). 2. Пвколачивание, пощипывание и короткие частые прикосновения концом щетки (щеточный массаж). Применяется также на крупных мышцах. Стимулирующий метод для ослабленных мышц: ряд коротких, быстрых, резких ударов пальцем или несколькими пальцами по определенной точке или зоне, а также «штрихование». Специальные приемы точечного стимулирующего массажа включают и сильные, короткие, резкие надавливания или резкое, короткое «ввинчивание» пальца с отрывом после каждого движения. Для улучшения дыхательной функции применяется массаж грудной клетки и живота с акцентом на область подреберий. Массаж диафрагмы. Ребенок лежит на спине. Заводим свои ладони под ребра ребенка и производим глубокие поглаживающие движения по направлению от спины к животу на выдохе ребенка, как бы выдавливая воздух из нижних отделов легких. При наличии непроизвольных движений применяется метод торможения гиперкинезов. Для этого проводится перекрестный точечный массаж: один палец медленно ввинчиваем около угла рта ребенка и оставляем его там, легонько надавливая, другой рукой обрабатываем последовательно методом легкой вибрации точки (до 1-2 минут каждую) на середине носогубной складки с противоположной стороны, в центре подбородка, около козелка ушной раковины, за ухом на сосцевидном отростке, на углу лопатки и коленной чашечки противоположной стороны. Затем эти же приемы повторяются с другой стороны. Обрабатываются также тормозным методом точки в центре лба и на два пальца выше линии роста волос ребенка (по 2-3 минуты). Затем проводится перекрестная гимнастика, эффективная также при низком мышечном тонусе и нарушении координации движений. 1. Ребенок лежит на спине, руки вдоль головы. Сгибаем его правую ногу в коленном и тазобедренном суставах, приводим ее к животу, одновременно противоположную руку (левую) выводим из-за головы и кладем на согнутое колено ребенка. Так повторяем много раз. Затем просим ребенка выполнить упражнение самостоятельно. Теперь проделываем то же самое с другой стороны (левая нога, правая рука). 2. Ребенка укладываем на живот, руки вдоль туловища. Одновременно сгибаем его правую ногу в коленном суставе и приближаем ее к ягодицам, а левую руку выносим вверх и укладываем вдоль головы ребенка. То же самое повторяем с противоположной стороны. Когда ребенок освоит эти упражнения, их можно разнообразить, соблюдая лишь принцип диагональности (правая рука - левая нога, и наоборот). При задержавшихся тонических рефлексах необходимо многократно в течение дня применять методы гашения тонических рефлексов.

OlgaLD: ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В лечении движением (кинезиотерапия) важно соблюдать принцип «от простого к сложному» и этапность развития двигательных навыков здорового ребенка (подъем головы, повороты, присажи-вание, сидение, ползание, вставание, ходьба). Но если малыш после года еще не ходит, желательно тренировать все навыки одновременно и проводить вер-тикализацию: привязывать ребенка к щиту (рис. 25) для того, чтобы он привыкал к вертикальному положению тела. Перед началом упражнений ребенка следует расслабить (можно провести массаж на расслабление спастичных и укрепление ослабленных мышц), провести дыхательную гимнастику, поработать с гашением тонических рефлексов, гиперкинезов (если они есть), а затем начинать обучение двигательным навыкам. Тренировка активного подъема головы из положения лежа на животе 1. Пассивный подъем головы. Берем малыша за подбородок и делаем легкие качательные движения вверх-вниз. При движении вашей руки вниз ребенок должен пытаться удержать голову (рис. 52). 2. Подкладываем валик (свернутую пеленку, полотенце) под грудь ребенка и вытягиваем его руки вперед, пытаясь разогнуть их в плечевых, локтевых суставах, разжать кулачки. Ребенок пытается поднять и удержать головку. Можно ему помочь, слегка поддерживая под подбородок. 3. Яркой игрушкой, подвешенной в поле зрения ребенка, привлекаем его внимание и заставляем поднимать головку (рис. 53). Тренировка активного подъема головы из положения лежа на спине 1. Своими предплечьями фиксируем плечи ребенка. Его голова лежит на ваших раскрытых ладонях. Производим легкие качательные движения ладоней вверх-вниз. При движении вниз ребенок должен пытаться удержать голову (рис. 50). 2. Стимулируем подъем головы ребенка яркой игрушкой, подвешенной над грудью. 3. Более старших детей просят наклонить голову и достать подбородком грудь (можно помочь, как в упражнении 1). Следите, чтобы плечи по возможности не отрывались от опоры (рис. 51). Тренировка опорности рук Необходимо научить ребенка в положении лежа на животе опираться на выпрямленные в локтевых суставах руки. Пальцы рук должны быть выпрямлены, голова приподнята. 1. У лежащего на животе ребенка пассивно выпрямляем согнутые в локтях руки, опора - на раскрытую ладонь (рис. 54).Старших детей просим выполнить упражнение самостоятельно. 2. Держим ребенка на руках лицом вниз над опорой. При приближении к опоре он выпрямляет руки и ставит их на поверхность (рис. 55). 3. Ребенок животом лежит на мяче (или валике). Удерживая его за ноги, подталкиваем вперед. Ребенок должен выпрямить руки и опереться ими о поверхность. 4. То же, что и в предыдущем упражнении, только подталкиваем ребенка вперед еще дальше. Он делает несколько шагов вперед на руках (рис. 56). 5. Ребенок стоит на четвереньках, руки выпрямлены. Покачиваясь вперед-назад, он переносит вес тела с рук на область таза и обратно. Если ребенок не может выполнить это упражнение самостоятельно, поддерживайте его под грудь и помогайте его движениям (рис. 57, 58). 6. Ходьба на руках (рис. 59). Обучение поворотам 1. Ребенок лежит на спине. Встав у его изголовья, кладем свои ладони с двух сторон на уши ребенка, наклоняем его голову слегка вперед, к груди, и поворачиваем набок. Поворот ребенок должен закончить самостоятельно (рис. 60). 2. Исходное положение - то же. Захватываем ребенка за плечо противоположной повороту рукой (при повороте вправо - за левое плечо, и наоборот), поворот ребенок заканчивает сам (рис. 61). 3. Исходное положение - ребенок на спине. Стоя у ног ребенка, одной рукой фиксируем выпрямленные ноги ребенка в области коленных суставов, а другой подтягиваем ребенка за руку с противоположной повороту стороны (при повороте вправо -за левую руку, и наоборот). Ребенок должен согнуть голову, плечи, слегка развернуть грудную клетку в сторону поворота. Только после этого отпускаем его ноги, и ребенок заканчивает поворот. 4. Исходное положение - то же. Поворот за две согнутые в коленных и тазобедренных суставах ноги (рис. 62). 5. Исходное положение - то же. Сгибаем ногу ребенка с противоположной повороту стороны в коленном и тазобедренном суставах, слегка придерживая «нижнюю» ногу, и резким движением как бы «забрасываем» согнутую ногу за выпрямленную, отпуская при этом последнюю (рис. 63). 6. Исходное положение - как в предыдущем упражнении, только фиксируем руку ребенка со стороны, противоположной повороту, выпрямленной вдоль головы для усиления эффекта ротаций между тазом и плечевым поясом (рис. 64). 7. Старших детей упражнения 3, 4, 5, 6 просим выполнить самостоятельно. Обучение присаживанию 1. Ребенок лежит на спине. Фиксируем его за ноги и подтягиваем за одну руку, слегка разворачивая туловище в сторону противоположной руки. Ребенок разворачивается и при присаживании опирается на противоположную руку. Необходимо добиваться, чтобы опора была на выпрямленную руку с раскрытой ладонью и выпрямленными пальцами. 2. То же, что и в предыдущем упражнении, только ноги ребенка сложены «по-турецки». 3. Лежащего на спине ребенка за руки подтягиваем к себе толчкообразными движениями, вынуждая его приподнять голову, наклонить ее вперед и сесть. 4. При высоком мышечном тонусе укладываем (или пытаемся уложить) ноги ребенка «по-турецки» и фиксируем их (мешочки с песком, груз), затем подтягиваем ребенка за руки к себе. Если при этом он голову не удерживает (она запрокидывается), то кладем свои предплечья на плечи ребенка, а ладони - ему под голову и присаживаем его не за руки, а за голову легкими качательными движениями вперед, слегка наклоняя вперед его голову и плечевой пояс. 5. Исходное положение - то же. Ноги - «по-турецки», ребенок лежит на спине. Разводим согнутые в коленях ноги в стороны, одной рукой соединяем кисть правой руки ребенка с внутренней лодыжкой правой ноги и тянем ребенка вправо и на себя (как бы по кругу), слегка придерживая другой рукой его согнутую в колене левую ногу. Ребенок опирается на левую руку и садится. То же - с другой стороны. 6. То же, что и в предыдущем упражнении, только теперь соединяем обе ноги ребенка с руками, захватываем это соединение своими руками и резкими движениями подтягиваем ребенка по направлению к себе (рис. 65). 7. Ребенок лежит спиной на большом надувном мяче. Дальше - все как в упражнении 1 (рис. 66). 8. Сгибаем ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах, кладем их вправо и фиксируем в таком положении своей рукой. Другой рукой тянем ребенка за правую руку влево, заставляя его «скрутиться» и сесть с опорой на левую руку. Тренировка сидения При обучении сидению важно, чтобы не было деформации позвоночника, поэтому нельзя ребенка, не умеющего садиться и сидеть самостоятельно, усаживать в подушки, но можно посадить ребенка старше одного года в специальный стул с высокими подлокотниками и откидной доской-столиком. Ноги должны быть разведены (можно вкладывать просто валик, свернутый из пеленки, между бедер) и полной ступней стоять на опоре (подставка, специальная скамеечка). Для того, чтобы в области поясницы формировался физиологический изгиб позвоночника и не было «горбатой» спины, под поясницу подкладывают маленький валик (свернутую пеленку). Спиной ребенок должен плотно прижиматься к спинке кресла. Для приобретения навыков самостоятельного сидения следует делать такие упражнения. 1. Ребенок сидит верхом на коленях взрослого, лицом к нему. Взрослый разводит его выпрямленные руки в стороны (рис. 67). 2. То же, что и в предыдущем упражнении, только ребёнок сидит спиной к взрослому. Тот отводит выпрямленные руки малыша в стороны и назад и возвращает в исходное положение. Захват за кисти. Если ребенок плохо держит спину («горбится»), рекомендуется захват за плечи (рис. 68). 3. Самостоятельное сидение «по-турецки». Можно фиксировать ноги мешочками с песком. Если ребенок плохо удерживает спину, опрокидывается назад, подталкиваем его сзади короткими резкими движениями пальцев в область грудного отдела позвоночника. Если ребенок валится вперед, пассивно отводим его плечи назад и фиксируем своими руками в таком положении (рис. 69). 4. Самостоятельное сидение. Ребенок ставит руки на опору между разведенными и разогнутыми в коленных суставах ногами (рис. 70). 5. Сидение при поддержке за палочку, опору (рис. 71). 6. Сидение с незначительной поддержкой ребенка за руки (можно слегка подталкивать его из стороны в сторону). 7. То же, что и в предыдущем упражнении, только без поддержки. При подталкивании ребенок должен отвести выпрямленную руку на стороне падения и поставить ее на опору, чтобы не упасть (рис. 72). 8. Можно использовать большую автомобильную надувную камеру в качестве маленького манежа. Ребенка усаживают внутрь камеры «по-турецки», дают ему игрушки, книжки и т. п. 9. Ребенок сидит на полу, держится руками за гимнастическую палку. Поворачиваем палку вправо-влево, вызывая соответствующий поворот туловища ребенка (рис. 73). Обучение рефлекторному ползанию Тренировка рефлекторного (непроизвольного) ползания. В положении ребенка лежа на животе (руки вдоль туловища) удерживаем стопу его согнутой в колене ноги и большим пальцем руки надавливаем на пятку. Другой рукой (I и IV пальцами одновременно) наносим толчкообразные раздражения в области плечевого и локтевого суставов противоположной руки ребенка, подталкивая его руку через сторону вверх. Ребенок должен одновременно подтянуть ногу через сторону к животу, оттолкнуться ею от руки взрослого и вынести руку вверх с противоположной стороны. То же самое повторяют с другой стороны. Если нет возможности захватывать на руке обе точки одновременно (большой ребенок), можно просто подталкивать руку вверх. Если упражнение не получается одновременно с рукой или ногой, тренируют действия по отдельности - сначала с руками, потом с ногами, а потом пытаются соединить все движения в одно упражнение (рис. 74). Тренировка вставания на четвереньки и колени 1. Если ребенок плохо удерживает голову, вставая на четвереньки, поднимает сначала таз, а потом голову, обучение надо начинать с головы. Одной рукой поддерживаем ребенка под подбородок и помогаем ему поднять голову, а другой фиксируем таз, препятствуя его преждевременному подъему. Когда ребенок поднимает голову, тогда помогаем ему приподняться на руках, по возможности выпрямляя их в локтевых суставах. Желательно, чтобы ребенок не подгибал пальцы рук и опирался на раскрытые ладони. После этого отпускаем таз ребенка и помогаем ему (если это необходимо) согнуть ноги и встать на четвереньки (рис. 75). 2. Если ребенок хорошо поднимает голову, даже слегка запрокидывая ее, и хорошо опирается на вытянутые руки, но не может при этом согнуть ноги, обучение начинают с подъема таза. Одной рукой фиксируем плечевой пояс ребенка, прижимая его к опоре, а другой захватываем ребенка за голень и сгибаем его ногу в коленном и тазобедренном суставах, подтягивая ее к животу. То же повторяем с другой стороны, перенося вес тела ребенка на ранее согнутую ногу. Затем отпускаем плечи ребенка и помогаем ему поднять голову и встать на четвереньки. 3. Ребенок лежит животом на столе, стопы свешиваются. Встав у его ног, прижимаем своим телом стопы ребенка к столу, руками захватываем его руки в нижней трети предплечья и тянем их к себе. Ребенок приподнимает голову (или она свисает вниз), сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах, «проползает» на животе в вашем направлении. Разводим его руки в стороны, помогаем подняться на колени и выпрямиться. Затем подхватываем одной рукой под грудь, а другой захватываем ногу стоящего на коленях ребенка, выносим ее вперед и ставим стопой на опору, приподнимая первой рукой ребенка под грудь вверх. Затем ставим на опору его вторую ногу (или ребенок это делает сам), помогая ему выпрямиться. 4. Самостоятельное стояние на четвереньках с легкой фиксацией взрослым под подбородок или грудь и в области таза. Добивайтесь, чтобы руки ребенка были выпрямлены, опора была на раскрытую ладонь (рис. 57). 5. То же, что и в предыдущем упражнении, только с легкой фиксацей под подбородок. 6. То же, что и в упражнении 4, только с фиксацией в области таза или под коленями (рис. 58). 7. Самостоятельное стояние на четвереньках. 8. Ставим ребенка на колени у опоры (шведская стенка, поручень), ребенок держится руками'за опору и стоит на коленях самостоятельно. Если он при этом сгибает ноги в тазобедренных суставах и «под-седает», надо резкими толчкообразными движениями в область таза заставить его выпрямиться или жестко зафиксировать, прижимая область таза к шведской стенке (рис. 76). 9. Из положения стоя на четвереньках захватываем руки ребенка ниже плечевого сустава и отводим их в стороны и назад, побуждая его поднять голову, разогнуть туловище и встать на колени. 10. Самостоятельное стояние на коленях (рис. 77). 11. Самостоятельное сидение на коленях (очень недолго!). Следите, чтобы ребенок при этом не садился на пол между бедер, отбрасывая голени в стороны. Это положение очень характерно для больных ДЦП и должно всегда пресекаться родителями, так как оно усиливает патологическую позу. 12. Ребенок стоит на коленях. Придерживая его одной рукой за туловище, отводим вторую ногу назад, разгибая ее и усаживая ребенка на полушпагат. 13. Самостоятельное или с поддержкой руками за шведскую стенку сидение в полушпагате Тренировка опорности ног 1. Ставим ребенка на корточки, одной рукой фиксируя его под грудь, другой ритмично надавливаем ему на колени, покачивая вперед-назад. Ребенок совершает перекатывающие движения стопой с пятки на носок и обратно (рис. 79). 2. Ставим ребенка одной ногой, согнутой в колене, на край стола, второй рукой поддерживаем под грудь. Подтягивая ребенка за грудь вверх и совершая легкое вращательное движение в сторону согнутой ноги туловищем ребенка, добиваемся, чтобы ребенок выпрямил согнутую ногу, а другую подтянул вверх и поставил на опору рядом с первой (рис. 80). 3. Ребенок стоит на опоре. Одной рукой фиксируем его в области коленных суставов, не давая сгибаться ногам, другой рукой поддерживаем под грудь. Движения ребенка вниз-вверх (наклоны). Ноги должны оставаться прямыми. Стопы полностью стоят на опоре (рис. 81). 4. Стопы ребенка стоят полностью на опоре. Фиксируем его одной рукой под грудь, другой - в области голеней или коленей. Выполнять приседания. 5. Ребенок приседает самостоятельно у закрепленной опоры (поручень, шведская стенка). Следите, чтобы в момент выполнения он сохранял правильную осанку (ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах, плечи на одном уровне). 6. Самостоятельные приседания. 7. Приседания у подвижной опоры (канат, веревка) (рис. 82). 8. «Балетные» приседания с широким разведением коленей. Руками помогаем разводить ноги ребенка. Следите, чтобы таз не отклонялся назад. 9. Тренировка опорности ног на большом мяче. Ребенок лежит животом на большом мяче. Захватываете его одной рукой в области плечевого пояса, второй поддерживаете мяч, покачивая его вперед-назад. При движении мяча назад ребенок ставит ноги на опору. Приобретя определенный навык, мяч можно не удерживать, а ребенка достаточно фиксировать одной рукой в области плечевого пояса, другой - в нижней трети голеней, чтобы он опирался на полную стопу. При покачивании мяча всторону стоящего на опоре ребенка выпрямляются колени и растягиваются икроножные мышцы, усиливая эффект упражнения (рис. 83). 10. То же, что и в упражнении 9, только ребенок лежит спиной на мяче (рис. 85). 11. Езда на трехколесном велосипеде (педали для усиления эффекта можно фиксировать неподвижно параллельно полу). Не увлекайтесь, так как может сформироваться сгибательная установка в тазобедренных суставах. Следите, чтобы при движении ребенок не сводил внутрь колени. 12. Ребенок сидит на стуле, стопы стоят на полу. Сядьте напротив, поставьте свои стопы на стопы ребенка, плотно фиксируя их к полу. Руками придерживайте ребенка за туловище или за руки. Ребенок приподнимается со стула и встает. 13. То же, что и в предыдущем упражнении, только фиксируете ребенка ногами, руками его не поддерживаете. Ребенок встает (рис. 84). 14. Стояние у шведской стенки, у поручня. 15. Самостоятельное стояние. 16. Если ребенок не может стоять даже с поддержкой, у него плохая опора на стопы, необходимо его вертикализовать - ставить на специальный щит, привязывая к нему в области груди и коленных суставов. На начальных этапах щит устанавливается наклонно. По мере привыкания ребенка и улучшения опорности щит устанавливают под углом 45°, фиксируя ребенка только в области коленных суставов, добиваясь полного разгибания туловища. Колени также должны быть разогнуты. Ноги ребенка должны стоять на подставке под углом 90° (рис. 86). При неправильной установке стоп необходима ортопедическая обувь. 17. Сядьте с ребенком верхом на большой валик лицом друг к другу. Бедра ребенка разведены, опора на полную стопу. Держите ребенка за руки. Отталкиваясь поочередно то правой, то левой ногой, раскачивайте валик из стороны в сторону, добиваясь, чтобы это повторял и ребенок. Тренировка ходьбы на коленях 1. Сбоку поддерживаем стоящего на коленях ребенка одной рукой под грудь, другой - за ноги или в области таза, помогая ему поочередно передвигать колени (рис. 87). 2. Ребенок стоит на коленях. Сзади поддерживаем ребенка в области таза, побуждая самостоятельно передвигать колени. 3. Ребенок стоит на коленях. Встаньте перед ними держите его за руки. Ребенок идет на коленях. Следите, чтобы он не сводил вместе колени, не отбрасывал голени в стороны и не вставал на ноги 4. Ходьба на коленях около неподвижной опоры. 5. Самостоятельная ходьба на коленях (рис. 77). Тренировка ходьбы Вначале ребенка учат просто самостоятельно передвигаться, не обращая внимания на патологичность его движений. 1. Поддерживаем ребенка сзади в области таза. Он пытается идти (рис. 88). 2. Сзади поддерживаем ребенка за плечи, отводя их назад. Ребенок идет (рис. 89). 3. Идем лицом к ребенку, держа его за руки. 4. Идем позади ребенка и поддерживаем его за голову (подстраховываем). 5. Держим одной рукой конец пояска, другой конец держит ребенок и пытается идти самостоятельно. Затем ребенка учат ходить правильно: - с одинаковой длиной шага; - с переносом веса тела с одной ноги на другую; - с перекатом стопы с пятки на носок; - с координированными движениями рук (при шаге правой ногой ребенок должен выносить вперед левую руку, и наоборот, - «марширование»), 6. Ходьба по нарисованным следам. 7. Ходьба «по елочке» (рис. 90). 8. Ходьба по невысокой скамеечке. 9. Ходьба вдоль веревочного круга. 10. Ходьба по наклонной плоскости. 11. Ходьба с перешагиванием через предметы (рис. 91, 92). 12. Ребенка раскачивают на коленях затем просят его пройти по следовой дорожке или невысокой скамеечке. Во время всех упражнений необходимо тренировать контроль головы. Голова не должна падать на грудь, запрокидываться назад, наклоняться набок. Она должна устанавливаться таким образом, чтобы линия рта была параллельна полу. Когда ребенок стоит, сидит, стоит на четвереньках, целесообразно выполнять следующие упражнения: движение головы вперед-назад; наклоны головы вправо-влево; вращательные движения головы. Непременно следите во время этих упражнений, чтобы движения головы выполнялись изолированно, то есть ребенок не должен «заваливаться», терять равновесие, совершать движения руками, «под-седать», сгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах, сгибать руки в локтях, сгибать пальцы рук при стоянии на четвереньках. Двигаться должна только голова. Если какая-то часть тела начинает совершать движения вместе с головой, зафиксируйте ее. Тренировка равновесия Во время выполнения всех упражнений необходимо вырабатывать у ребенка реакции равновесия. 1. Ребенок лежит на животе. Голова поднята, опора на руки. Подталкиваем его поочередно справа и слева в области плеч, таза, следя за тем, чтобы ребенок не опрокидывался на бок. 2. То же при стоянии на четвереньках, сидении «по-турецки», на стуле, стоянии на коленках, стоянии на ногах, ползании, ходьбе. Ребенка необходимо подстраховывать, не давая ему упасть. 3. Раскачивание на качелях, на качающейся плоскости (рис. 93, 94). 4. Вращение ребенка на вращающемся стуле, в тазике, поставленном на диск «Здоровье». Вращают сидящего там «по-турецки» ребенка вначале медленно, затем быстрее, в одну и другую стороны (рис. 95). 5. Стоя на четвереньках, ребенок вытягивает вперед поочередно одну и другую руки. 6. То же, что и в упражнении 5, только теперь пусть ребенок вытягивает назад одну и другую ноги. 7. Стоя на четвереньках, ребенок вытягивает вперед правую руку и назад левую ногу одновременно. Затем руку и ногу следует поменять. Ребенок не должен падать (рис. 96). 8. Ребенок стоит и отводит в сторону правую руку и левую ногу под счет, постепенно увеличивая количество счетов. Он должен стоять на одной ноге. 9. Сидя «по-турецки», ребенок ловит мяч, перебрасывает его из руки в руку, следя взором за движениями рук. Часто у детей с поражением центральной нервной системы возникают нарушения координации движений. Часто у детей с поражением центральной нервной системы возникают нарушения координации движений. Упражнения на развитие координации движений Лучше всего эти упражнения проводить после водных процедур. 1. Сидя на стуле или стоя, взять с пола мяч, поднять его над головой и опустить точно на то же место. 2. Лежа на спине, поднимать одноименные руку и ногу. 3. Лежа на спине с поднятой рукой (руками), опуская руку, поднимать разноименную ногу (например: правая рука, левая нега). Легче выполнять это упражнение при поднимании одноименной ноги (правая рука, правая нога). 4. Стоя. В руках - гимнастическая палка. Перевод палки из горизонтального положения в вертикальное, и наоборот. 5. Поднимание одной руки вверх и одновременное отведение другой в сторону. 6. Одновременное сгибание и разгибание пальцев рук и ног. 7. Одновременное сгибание пальцев рук и разгибание пальцев ног. 8. Все упражнения, рекомендованные для тренировки равновесия. У детей с ДЦП, как правило, нарушена дыхательная функция, поэтому все гимнастические упражнения необходимо чередовать с дыхательными. Дыхательные упражнения 1. Исходное положение - лежа на спине с прямыми или несколько согнутыми (для расслабления мышц живота) ногами, руки вдоль туловища. Глубокий вдох с выпячиванием живота и глубокий выдох с втягиванием живота. Если ребенку трудно сделать это самостоятельно, помогайте ему своими руками, положив их на живот ребенка. 2. Стоя, сидя или лежа выполняется ритмичное носовое дыхание с закрытым ртом в привычном для больного темпе, 30-60 сек. 3. Выдох через резиновую трубку, один конец которой опущен в воду. 4. Равномерное дыхание с вдохом через нос и удлиненным выдохом через рот, имитирующим задувание свечи. 5. Вдох через нос, на выдохе - произношение звуков а - о - у — жи словосочетаний «ах», «ух». 6. Упражнения с надуванием шариков, камеры, надувных игрушек. 7. Лежа на спине, сидя или стоя. Руки опущены, ноги вместе. Поднимание рук через стороны вверх - вдох, возвращение в исходное положение - выдох. 8. Лежа на спине. Поднимание рук вверх и опускание их вдоль головы - вдох, возвращение в исходное положение - выдох. 9. То же с поочередным подниманием ноги (или ног) - выдох, при опускании ног - вдох. 10. Сидя или стоя, ноги вместе, руки на поясе. Повороты туловища в стороны. При выполнении упражнения - выдох, возвращение в исходное положение - вдох. Практически у всех детей, больных ДЦП, возникают нарушения осанки и деформации позвоночника по типу сколиоза, круглой, вогнутой и кругло-вогнутой спины. Упражнения при сколиотической осанке и сколиозе 1. Ребенок держится за шведскую стенку, за которой закреплено зеркало, и пытается принять и удержать правильную осанку. Помогаем ему в этом, пассивно выравнивая плечи и таз. 2. Исходное положение - лежа на животе, руки сложены в замок за головой, голова опирается подбородком о пол. Не поднимая головы, ребенок отрывает локти от пола, приближая лопатки к позвоночнику. Помогаем ему, придерживая за локти снизу. Во время упражнения ладони ребенка плотно прижаты к шее, кисти совершают разгибатель-ные движения в лучезапястных суставах. Следите, чтобы во время выполнения всех упражнений туловище ребенка не изгибалось дугой в одну сторону. Он должен лежать симметрично. 3. Исходное положение - ребенок лежит на животе, руки выпрямлены в стороны. Подъем головы и плечевого пояса. Поддерживаем ребенка в области плеч. 4. Исходное положение - то же, руки выпрямлены вдоль головы. Подъем головы и выпрямленных рук вверх. Можно слегка поддерживать ребенка под грудь. 5. Исходное положение - лежа на животе, руки вдоль туловища. Подъем поочередно прямых ног вверх (или одновременно обеих ног). Помогаем ребенку, приподнимая слегка его бедра. 6. Приподнять голову и грудь, поднять вверх прямые руки, приподнять прямые ноги - «лодочка», несколько раз качнуться. 7. «Кошка лезет под забор». 8. Исходное положение - лежа на животе, опора на выпрямленные руки, таз прижат к полу, ноги разогнуты и слегка разведены. Повернуть голову вправо и назад и попытаться увидеть свою левую ногу, вернуться в исходное положение и проделать то же с другой стороны. Упражнения для коррекции круглой спины 1. Стоя, руки в стороньв - вдох, несколько опустить голову и поднять согнутую в колене ногу, стараясь коленом коснуться лба, под коленом сделать хлопок - выдох, возвращение в исходное положение - вдох. 2. Исходное положение - стоя, руки согнуты, пальцы прижаты к плечевым суставам, локти прижаты к туловищу. Следить, чтобы плечи были отведены назад. Поднять руки вверх - вдох, возвратиться в исходное положение - выдох, руки в стороны - вдох, возврат в исходное положение - выдох. 3. То же. Поднять руки вверх с запрокидыванием головы назад и отведением одной ноги назад -вдох, возвращение в исходное положение - выдох. 4. Стоя. Руки скрестить перед грудью. Разводя руки в стороны, прогнуться, наклоняя туловище вперед, голову вверх - выдох. 5. Лежа на животе, подтянуться, поднимая обе руки вверх. 6. «Ласточка». 7. «Кошка лезет под забор». 8. Стоя на четвереньках, сесть на пятки и поднять руки вверх, голову - назад. 9. Стоя на четвереньках, попеременно руками чертить на полу круги. 10. Ползание на четвереньках. 11. Лежа на спине, подтянуть ноги и прижать их к животу, а затем выпрямить. Выполнять вначале одной ногой. Упражнения для коррекции вогнутой спины 1. Встав спиной к стенке, приседать, скользя спиной вдоль стенки. 2. Стоя на левом колене, правую ногу вытянуть вперед, руки — вдоль головы. Наклониться вперед и опустить руки - выдох. 3. Стоя на коленях, поднять руки вверх и прогнуться - вдох, наклониться вперед - выдох. 4. Лежа на спине с руками, вытянутыми вдоль головы, приподнять ноги и руки. 5. Исходное положение - то же. Постараться прижать позвоночник в месте искривления к полу, напрячь и расслабить ягодичные мышцы. 6. Исходное положение - то же. Сесть (вначале с помощью рук). 7. Исходное положение - то же. Согнуть ноги в коленях и выпрямить их. 8. Исходное положение - то же. Медленное поочередное поднимание ног. Упражнения для коррекции кругловогнутой спины 1. Стоя спиной к стене, соприкасаясь с ней, присесть - выдох, вернуться в исходное положение -вдох. 2. Стоя, руки на поясе. Наклониться вперед с выпрямленной спиной. 3. Стоя, пальцы рук переплетены за спиной. Подтянуть левое колено к подбородку. То же с правым коленом. 4. Лежа на спине. Под лопатками — мешочки с песком. Поясничный отдел прижать к полу. Лежать 15-20 сек. 5. Из положения лежа на спине сесть. 6. Исходное положение - то же. Попеременно поднимать прямую ногу. 7. Исходное положение - то же. Попеременно подтягивать к животу согнутую ногу. 8. Исходное положение - то же. Согнуть ногу, руками подтянуть ее к животу, наклонить вперед голову, лбом коснуться колена. 9. То же, что в упражнении 8, только сесть из этого положения. 10. «Кошечка». далее в теме http://downsyndrome.borda.ru/?1-2-0-00000108-000-0-1-1271397076

Марина-Женя: OlgaLD преогромное спасибо.



полная версия страницы