Форум » Как мы занимаемся с детьми » Артикуляторные упражнения » Ответить

Артикуляторные упражнения

OlgaLD: Я обещала набрать то, что у меня есть по этой теме в хрестоматии от ДСА, а пока полезные ссылки Восприятие и дифференциация звуков [url=http://www.pedlib.ru/Books/2/0019/2_0019-3.shtml]http://www.pedlib.ru/Books/2/0019/2_0019-3.shtml[/a] Артикуляторные упражнения [url=http://www.pedlib.ru/Books/2/0019/2_0019-4.shtml]http://www.pedlib.ru/Books/2/0019/2_0019-4.shtml[/a] Артикуляционная гимнастика Многие упражнения проводят с закрытыми глазами, акцентируя внимание ребенка на проприоцептивных ощущениях. ... Работе над речевыми мышцами предшествуют упражнения для мимических мышц лица. Ребенка учат закрывать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щеки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот, захватывать и удерживать губами леденцы, палочки различного размера, пить через соломинку. Сначала ему помогает логопед, затем ребенок делает это сам по словесной инструкции, на начальных этапах — подражая изображению на картинках. Например: «Открой рот широко», «Вытяни губы вперед», «Губы в спокойном состоянии», «Собери губы морщинками и верни их в исходное состояние». Предлагаются задания по имитации положения рта, изображенного на картинках. Постепенно упражнения усложняются: ребенка просят дуть через расслабленные губы, вибрировать губами. Эти упражнения можно проводить с сопротивлением. Например: ребенок охватывает трубочку губами и старается удержать, несмотря на попытки логопеда вытянуть ее изо рта. Артикуляционная гимнастика включает воспитание активных движений языка вперед, в стороны, назад, к верхним и нижним зубам, изолированных движений языка и нижней челюсти. Затем тренируют сочетанные дифференцированные движения языка и губ, необходимые для формирования звуков. Логопедические занятия вначале проводят пассивно, затем пассивно-активно и, наконец, при активном участии ребенка. Для развития артикуляционной моторики широко используют игротерапию. Игры подбирают в зависимости от характера и степени нарушения артикуляционной моторики, а также с учетом возраста ребенка - Источник [url=http://www.zapolskiy.ru/book/str/15.html]http://www.zapolskiy.ru/book/str/15.html[/a] Ну потом наберу упражнения для губ и языка из "Хрестоматии для родителей" ДСА. [quote]комплекс массажа для языка. Используется массажная зубная щетка или палец взрослого, обернутый бинтом. 1. Прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки. 2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении. 3. Помассировать верхнегубные мышцы малыша: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верхней губе. 4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движения выполняется ребром указательного пальца. 5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука «У». Обязательно произносить при этом «У-у-у». 6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать ее вверх до смыкания с верхней губой. Произносить при этом «Ба-ба-ба» 7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями большого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произносите при этом «М-м-м». 8. Специальную массажную щетку или палец, обернутый бинтом, поместить ребенку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева. 9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец со щеткой или бинтом во рту малыша, большой палец снаружи. 10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), произнося при этом «Да-да-да», «Та-та-та». Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно. Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть. [/quote] http://svetanet.wordpress.com/tag/%d0%bc%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%b0%d0%b6-%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba%d0%b0/

Ответов - 65, стр: 1 2 All

OlgaLD: УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА 1. «Уборка дома». Твой рот, как дом. Представь, что твой язык – тряпка, и протри свой дом. Протри порог дома – высуни язык и оближи всё вокруг нижней губы, водя языком вперед-назад. Протри верхнюю часть двери – оближи верхнюю губу всю, от одного уголка до другого, водя языком вперед-назад. Протри всю мебель внизу – проведи языком по нижним зубам. Протри все комнаты наверху – проведи языком по верхним зубам. А теперь вытряхни тряпку на улице – высуни язык и покачай им из стороны в сторону. 2. «Самолет». Смотри, он выезжает из ангара проверить, хороший ли сегодня день – высуни язык и посмотри, как он взлетает вверх, улетает в сторону, затем в другую сторону. А сейчас он «падает» вниз. 3. «Игра в цирк». Слон – раскачивает туловище (язык) из стороны в сторону. Обезьянки – прыгают с ветки на ветку вверх и вниз (язык перескакивает с верхних зубов на нижние). Медведи – водят хоровод (язык совершает круговые движения вокруг губ). Мальчики и девочки – покажите, как они лижут мороженое. Клоуны – улыбаются и показывают все свои зубы. Один клоун надувает шарик, а вот шарик лопается (наполни щеки воздухом и быстро выпусти его, нажав на щеки руками). 4. «Шалтай-Болтай». Нарисуйте Шалтая в виде яйца, сидящего на стене. Вырежьте его рот и с обратной стороны просуньте в отверстие палец. Посмотрите, сможет ли ребенок языком повторить движения «языка» Шалтая (подвигайте пальцем вверх-вниз, потяните его вверх к носу, затем вниз к подбородку, оближите одну щеку, потом другую). УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ 1. вытяните губы вперед и скажите «у-у». Покажите, как воет ветер или привидение («у-у»), или как кричит сова «фу-у бу-у». 2. Раздвинь уголки губ, чтобы я могла видеть все твои зубы. Улыбнись, как клоун. Скажи «и-и». 3. Послушай ослика. Он говорит «и-а». 4. Опусти вниз нижнюю челюсть. Широко открой рот и скажи «а-а». 5. Положите на ложку маленькую конфетку. Посмотрите, сможет ли ребенок захватить конфетку одними губами, не пуская в ход ни язык, ни зубы. 6. Подуйте через соломинку в чашку с водой, чтобы на поверхности появились пузырьки. Проглотите немного воды, втянув ее в рот через соломинку. 7. Помашите листом бумаги, изображая бабочку. Положите лист на стол. Заставьте его попрыгать, для чего крепко сжимайте и резко разжимайте губы. 8. Погоняйте по столу перышко такими же движениями губ. 9. Помажьте губы губной помадой. Поместите между губ край листа бумаги, сожмите губы и затем посмотрите на получившийся отпечаток. Сделайте отпечатки другой формы, произнося звуки «у-у» и «и-и». 10. Дуя на шарик для пинг-понга, погоняйте его по столу или заставьте покатиться вверх по пологой наклонной плоскости. 11. Посмотрите в зеркало. Проверьте, сумеете ли вы спрятать нижнюю губу за зубами. А теперь спрячьте верхнюю губу. 12.Закройте рот и надуйте щеки, как два шарика. Сожмите щеки руками – пусть шарики лопнут. 13. Поиграйте в футбол струей воздуха. Возьмите шарики из ваты или бумаги. Дуйте на них, катая по столу. Отметьте места, где у вас будут ворота.

Lina: спасибки

OlgaLD: Может, еще кто добавит


Meri: Развитие артикуляторного праксиса При необходимости нужно подключить массаж губ и языка. Он требует небольшого навыка, и, при соблюдении ряда правил, может выполняться как мамой ребенка, так и педагогом. Для проведения массажа необходимы: — хороший эмоциональный контакт с ребенком; — отсутствие простудных и инфекционных заболеваний у ребенка и массажиста; — чистота (нельзя использовать крем для рук) и коротко остриженные ногти. Противопоказанием для массажа, проводимого не медком, является диагноз бульбарная дизартрия. В отсутствии такого диагноза нужно убедиться, посетив невропатолога или логопеда. В остальных случаях можно не опасаться навредить ребенку. Основное, чего мы должны добиться при проведении массажа, — это осознанное ребенком расслабление языка, поднятие его вверх и легкое прикусывание кончика языка передними зубами. ПРИЕМЫ МАССАЖА: — продольное поглаживание языка от середины к кончику; — поперечное поглаживание от средней линии языка к боковым краям; — разминание языка легкими давящими движениями; — захват кончика языка носовым платочком и перебирание; — подведение пальцев под язык и энергичное поглаживание вдоль подъязычной связки (уздечки) по направлению к кончику языка, при этом следует стремиться приподнять язык к верхним передним зубам. Проводить массаж удобнее мизинцами, каждые 20—30 секунд ребенку нужно давать передышку. Продолжительность массажа — от 30 секунд до 3-4 минут. После сеанса массажа, используя зрительно-слуховой метод, переходим к вызову отдельных звуков. Занимающийся с ребенком педагог должен четко осознавать движение органов артикуляции и утрированно произносить вызываемый звук. Ниже приведены краткие рекомендации по вызову каждого звука и описаны артикуляционные уклады в алфавитном порядке (Бурлакова М. К., 1997): Артикуляторные уклады формируются логопедом в зависимости от готовности ребенка к произнесению того или иного звука. Важно добиться произвольного произношения 5—6 звуков и попытаться слить их в простейшие звукоподражательные слова, привязав к определенным ситуациям, которые легко воспроизводить. Например, пропевая звук «и», ребенок высоко подпрыгивает, держась за руки взрослого; «б» сопровождается ударами кулачка по мыльным пузырям на столе. Закрепив стереотип произнесения отработанных лепетных слов, можно расширять их ситуативное употребление, при этом работая над вызыванием следующих звуков. В ряде случаев звуки появляются спонтанно под влиянием развития словаря. Иногда случается «уплывание» казалось бы уже отработанных звуков при включении их в слова. Вероятно, это происходит из-за недостаточности аналитических процессов (как и при обучении чтению только глобальным методом). Ребенок не удерживает отдельно произносимый звук как фонему, если научился говорить слово целиком. Несмотря на соблазн для логопеда работать только над словами, нельзя прекращать вызывание одиночных звуков, так как может наступить вторичный распад появившейся экспрессивной речи, что, возможно, уже происходило в раннем возрасте.[/i Порядок формирования артикуляционных укладов зависит от наличия у ребенка спонтанных вокализаций. Опираясь на имеющиеся звуки, логопед стремится вызвать их произвольное произнесение и отслеживает обогащение непроизвольной артикуляции. Часто встречающийся порядок появления звуков: гласные звуки: А, Э, Ы, И, О, У, затем буквы: Я, Е, Ё, Ю согласные звуки: М, П, Н, Т, Ф, Б, И, К, С, X, В, Д, Г, 3, ЛЬ, Ш, Ж, Ч, Щ, Р На вызывание эхолаличного повторения первых звуков («А», «Э», «Ы») в среднем уходит 4—6 месяцев.Если же ребенку больше 5,5 лет, то эхолаличное воспроизведение гласных может начаться после года работы. Так как у неговорящих детей рассогласована артикуляция, речевой выдох и голосоподача, сначала может возникнуть беззвучное повторение звуков, затем шепотное, и лишь потом подключается голос. Но это относится только к произвольному произнесению звуков по нашей просьбе, непроизвольные вокализациии ребенка значительно обогащаются и звучат в полный голос. Это указывает на успешность проводимой работы. Примерно через 2—4 месяца после первых звуков появляются эхолалично повторяющиеся слова (обычно они не связаны с конкретной ситуацией и чем-то привлекли особое внимание ребенка, например «ананас», «самовар»). Слова сначала звучат тихо и невнятно, но постепенно сила голоса возрастает и активный словарь ребенка начинает расширяться за счет все новых существительных. Нужно отметить, что метод вызывания звуков речи путем формирования артикуляционных укладов очень трудоемкий. К нему приходится прибегать в тех случаях, когда растормаживание устной речи не происходит ни на сеансах холдинг-терапии, ни на занятиях музыкальной терапии, ни на логопедических занятиях, где применяются методики, обычные при работе с детьми, страдающими алалией. Накопленный опыт работы показал, что применение предложенной методики наиболее эффективно в возрасте 3,5—5,5 лет. Если недостаточность языковой стороны речеподражательного механизма настолько велика, что к семи годам не удается добиться даже номинативной эхолаличной речи, то целесообразно направить основные усилия на развитие импрессивной речи. Также следует создать условия, которые подвигают ребенка к спонтанному использованию таких средств невербальной коммуникации, как жесты и пиктограммы (Корвякова Н. Ф., 1999; Duker P.C., 1991). Жесты должны лингвистически соответствовать потребностям ребенка, выражать его желания и интересы.

Nikname: Meri Вы логопед или в свободное от работы время в порядке самообразования учите?

Meri: Я не работаю и работать не буду до тех пор, пока Марья не пойдет. Очень много времени занимает реабилитация. Если пустить на самотек, у нее не будет работать нога. Поэтому свободного времени нет, оно все занято Машкой. Логопедов в нашем захолустье - пруд пруди, но нет тех, кто согласился бы работать с Марьей на результат. Все в один голос твердят, что речь - слабое место даунят, если она есть и хорошая - это скорее исключение. Так что приходится Nikname пишет: в порядке самообразования Результаты уже есть.

Зыкова Аня: Meri Молодец, уважаю .

Наташа Г.: Вчера логопед сказала учить Мишаню, в качестве артикуляционной зарядки, облизывать тарелку. Намазать чем-нибудь вкусненьким - и вперед! То-то вкусная забава.

OlgaLD: Наташа Г. , все бы упражнения такими приятными были

Nikname: Meri пишет: у нее не будет работать нога Уж простите за вопрос, а с ногой что? И давно?

гульназ: OlgaLD. Mei спасибо за полезную информацию и ссылки

Meri: Nikname пишет: а с ногой что Парез левой стопы, стопа висит, не работает. Соответственно проблемы с движениями: стопа не выводится в правильное положение, когда Машка хочет встать на ножки, ну, и при ходьбе проблемы. Почему - это отдельная и темная история.

Nikname: Meri

OlgaLD: http://abvgd.russian-russisch.info/train.html

Надежда: OlgaLD Большое спасибо!

OlgaLD: Надежда, эту ссылку уже выкладывали девочки в какой-то теме, просто я еще раз "подальше положила", чтобы "поближе взять", кому понадобится

Надежда: Ну вот, мне и пригодилась - я тогда ушами прохлопала

Meri: поможем Буратино заговорить

Надежда: Meri Лена, здоровские сказки! Расскажу Глебу

OlgaLD: Meri - спасибо!

Lina: всем привет! ПОДСКАЖИТЕ пожалуйста где мне найти книги по массажу губ,языка,щек ?дайте ссылку

OlgaLD: Почиайте здесь http://downsyndrome.fastbb.ru/?1-2-0-00000034-000-0-0-1178909785 и немного тут http://downsyndrome.fastbb.ru/?1-2-0-00000001-000-10001-0-1127147267

Fruuu: Лина, напишите свой e-mail, я вышлю вам ту методику, которую нам давали в дса.

СлАсТеНа: Fruuu пишет: Лина, напишите свой e-mail, я вышлю вам ту методику, которую нам давали в дса. А нам можно тоже выслать???

Fruuu: СлАсТеНа Конечно, можно. Напишите свой e-mail. Я завтра вышлю.

Lina: ой большое вам спасибоза ответы, мой адрес kleo7@inbox.ru

OlgaLD: Фомичева http://www.pedlib.ru/Books/1/0460/1_0460-119.shtml и далее (нажимайте там кнопку "вперед" сразу после текста) Вообще много интересного в этой библиотеке...

Поля: Fruuu пишет: я вышлю вам ту методику, которую нам давали в дса. И нам пожалуйста, если можно. rava_64@mail.ru Заранее благодарны.

Eldar: Fruuu пишет: Лина, напишите свой e-mail, я вышлю вам ту методику, которую нам давали в дса. А нам пожайлуста можно выслать. 2751922@mail.ru Спасибо Заранее.

Fruuu: Eldar Я обязательно пришлю в понедельник, т.к. файл у меня на рабочем компе.

Eldar: Fruuu пишет: Eldar Я обязательно пришлю в понедельник, т.к. файл у меня на рабочем компе. Спасибо буду ждать.

Fruuu: Поля Eldar Я выслала вам методику.

OlgaLD: Артикуляционная гимнастика http://www.avpu.ru/virtualguverner/vg7.htm http://reflektion.chat.ru/sovet/log/artgimn.htm http://nsc.1september.ru/article.php?ID=199903006 Ссылки - http://flamme2.narod.ru/linkslogo.html

анара: очень интересные упражнения мы подрастем будем проделывать эти упражнения

bez dna: анара добро пожаловать!

Анна-мария: анара рады познакомиться!

Настя Вейс: анара,

KaRinaSH: Спасибо за ссылки! осталось время найти на реализацию всего прочитанного

Хельга: анара Добро пожаловать на форум!

Данечка: Fruuu Пожалуйста вышлите и нам методику по массажу щек и языка. danila1011@mail.ru Заранее спасибо большое!!!!!!!!!!!!!!!!



полная версия страницы