Форум » Как мы занимаемся с детьми » Звукобуквенный анализ слова. Готовимся к школе » Ответить

Звукобуквенный анализ слова. Готовимся к школе

turist: С этого обычно начинается букварь. Гласные, согласные, ударения. Без этого невозможно письмо. Я знала, что это нужно будет пройти, но ждала, пока Варя подрастет. Однако по весне за меня такую работу начал логопед, а я, удивленная, как Варя берет материал, подключилась. У Вари с речью беда еще и потому, что она не ставит как надо ударения, часто произносит слова так, будто каждый слог ударный, пропускает звуки и слоги. Давайте обсудим, кто как решает эти вопросы.

Ответов - 19

Eldar: Марина у нас такая же проблема.Наш логопед дефектолог говорит , что надо постоянно исправлять и вместе проговаривать слова правильно . У Эльдара нет только р и ж, все остальные звуки у него есть , если говорит медленно, то все понятно, но если начинает говорить быстро - кошмар.... Слова коверкает , окончания не правильные,очень любит звук К. магазин у нас каказин, батарейка- какарейка , помогу - комогу , покажи - какажи и т. д. исправляю сразу и прошу повторить, ну это дома, на улице при людях мне неудобно .

turist: Деление на слоги. Тут всё не так просто. Слова можно отстукивать ритмично карандашом, бить в ладоши, дирижировать. Мы пытались считалки ввести - на каждый слог - хлопать, кто выходит. Сейчас считаем слоги, отхлопывая ладонями. Я в день несколько раз просила подсчитать сколько слогов в том или другом слове. Восприняла как игру, может окинуть взглядом комнату и начать отбивать в ладоши слова, которые увидит. Вчера на кухне пыталась посчитать сколько слогов в слове микроволновка. Мало того, что каждый раз у неё оно по-новому звучит: то "миканока", то "мимаковка" то еще веселее, так еще и не может количество хлопков в уме подсчитать, забывает, сколько раз хлопнула. Ударение. Наша логопед учила Варю произносить одно и то же слово по-разному. Например: 1. Скажи как робот - "ма-ши-на" - все слоги отдельно, как ударные. 2. Чтобы услышать ударение, нужно это слово позвать : "машИна!" Чтобы не забывалось, да и для тренировки каждый день одно-два слова стараемся разбить на слоги и поставить ударение на доске или в тетради. Слово машина: - - - это по слогам. причем, прошу показать, где слог ши, где слог ма, где слог на. Потом Варя зовёт слово и мы определяем ударение. Над ударным слогом ставим черточку.

Бабушка: turist Степа потихоньку начинает говорить, но у него глобальное чтение, надо еще учить разделять на слоги, пока не понимает. И речь, конечно, невнятная, но понять можно. Он проглатывает 1-ые буквы, т.к. слово знает, говорит только окончание. Ну у нас сейчас мама со Степой занимается, я только так на подхвате где помочь, а когда не в теме, то тяжеловато. Нас сейчас больше волнует социализация... Хоть Степе и 7 лет в августе, в школу пока не собираемся, м.б. попробуем вместе с младшей, через 2 года


олька: Т.к я учила Соню читать сразу целым словом, то для нее оказалось совсем не просто понять что такое слог. И на просьбу найти звук в начале или конце-заканчивался полным провалом. Как только я ввела такие занятия регулярно, то за две недели мы научились понимать слог и находить звук. Что самое неожиданное- она сама себе диктует и пишет правильно. А вот по подсчету слогов, наверно я сделала неверно, я показала, что можно посчитать гласные звуки , на слух не пробовала.

turist: олька Маша, моя тоже поняла, диктует себе, пишет уже почти без ошибок. Просто после глобального чтения методика обучению не совсем та, что при слоговом обучении. И мы часто слова пишем не буквами, а схемами. Кружочками, обозначающими гласные, согласные, мягкие. Если Варя схему написала и её спрашиваешь, где какая буква - показывает точно. Так же мягкий-твердый слышит в основном правильно, но я всё равно это делаю, потому что логопед, которой я доверяю, сказала, что через такую работу лучше будет произношение, будет следить за речью. То есть, не гоню письмо буквами, а прошу подробный схематический разбор. И пишем слова только по Вариному желанию.

Ассоль: В школе 8 вида только со 2 класса деление на слоги, гласные-согласные, твердые-мягкие. До школы даже и не занимались этим. Илья только сейчас начал понимать, какой первый звук в слове. Гласные-согласные понял хорошо, только с терминологией путается, а цвет кружочка практически всегда правильно указывает. Ударение - сложно, но эта тема быстро промелькнула, не акцентировали особо внимание. Сейчас Илья тоже стал диктовать себе и писать и в итоге уже можно даже понять, что он написал. Еще год назад он сливал все слова в одно огромное слово и вообще было не разобрать. Так что нам тоже актуальна тема.

олька: turist скажите, а вы прописки писали или сразу буквы? Соня категорически отказывалась писать палочки и крючочки, мы только обводили картинки, но сразу стала писать буквы. Я сначала заставляла, а потом перестала и она с большим удовольствием стала писать. Вот я думаю правильно это или нет? Марин, а в школе это нужно будет , вот сами схемы? Я что-то упустила, наверно.

олька: И еще просьба, Марин, поделитесь в блоге как писать правильно схемы.

turist: олька Маша, в школе начинается с этого. Схема предложения, схема слова, звуко-буквенный анализ. Крючочки мы не пишем. Пробовали, но клетку не получилось у Вари соблюдать, не готова она была, я отстала, чтобы не вызвать отторжения, мы просто печатные буквы обводили и писали понемногу. В широкую линию, раза в два больше клетки. Сейчас, думаю, уже сможет, к осени займемся, но не так крючки, как палочки - клеточки, рисовать картинки по клеткам небольшие и штриховать. Давай завтра выложу на сайте. Вот Варина работа: В первой рамке она прохлопала слоги, написала две черточки, потом "зовёт" это слово, ставит ударение. После этого во второй рамке разбирает по звукам. Сама произносит слово, выделяет первый звук "С", говорит: "Согласный, не поется, твёрдый", берет синий карандаш и рисует кружок. И так каждый звук. Сегодня было такое задание: Под вагоном я буквально силой заставила написать только гласные звуки, а два других слова, противная коза написала полностью, потом снизошла - гласные подчеркнула. Если упёрлась - своротить невозможно. Сказала, что так неправильно - и ведь права! Меня тут старшие обсмеяли. Мы целый день разбирали одно задание. В каких словах есть "СОК". И три разных картинки даны, в том числе песок и носок. Я на все лады ей произносила, не могла понять, ну почему её переклинило и она не слышит этот слог в слове. К вечеру выяснилось, что всё она слышит, просто: - Мама, ну нет в носках никакого сока! И в песке тоже нет! Мальчишки присутствовали, поддержали девочку, а маму высмеяли

олька: Спасибо, я теперь поняла как вы делаете. Теперь надо тоже озадачиться, набрать материал. А с соком действительно смешно получилось

turist: олька пишет: надо тоже озадачиться Маша, без этого, говорят, при письме могут быть проблемы, особенно если с речью не все в ажуре. Под диктовку дети писать, например, не могут.

rediska: как логопед могу сказать, что для формирования фонематических процессов, необходимо сначала выделять звуки в словах, какой первый звук и и д. а уж потом переходить на слоги. Я так занимаюсь с сыном СД 6 лет

rediska: в своей практике столкнулась с тем, что те дети, которые занимались глобальным чтением, с трудом осваивают традиционное чтение по слогам, а вот дети без глобального чтения быстрее начинают читать по слогам. Странно, но это факт

turist: rediska пишет: необходимо сначала выделять звуки в словах, какой первый звук и и д. а уж потом переходить на слоги. Мы это делаем. rediska пишет: дети, которые занимались глобальным чтением, с трудом осваивают традиционное чтение по слогам В 4 года, когда уже неплохо читала глобально мы прошли букварь Резниченко и после него чтение буквально поперло. Глобальное, но если есть нужда - читает по слогам. Звуки в словах (первый звук), в середине, в конце, учились выделять позже. Справляется. С такой скоростью, как сейчас читает Варя, мало обучавшихся по слогам не справится даже ко 2 классу, а нам нет еще 6.

Ассоль: Сегодня попробовала с Ильей прохлопать слова по слогам. Вообще у Ильи чувство ритма никакое, очень трудно с хлопаньем. И вот он мне хлопает, например, "дом": "до"-"м". Как объяснить, что "м" не отделяется в данном случае? Причем объяснить не на базе гласные-согласные, ведь в дошкольном возрасте это должно как-то по-другому объясняться, так? Кто что посоветует?

OlgaLD: Ассоль Может, обрати внимание по контрасту, противопоставив ДОМ и ДО-МА. Сравни слово ДОМ со словом, которое не заканчивается на сонорную согласную (у нас в детстве объясняли, что гласные можно тянуть, а согласные нельзя, но сонорные согласные тянутся, сколько угодно, те же Р, Л, да? да и С можно потянуть). Сравни слова ДОМ, НОС, ХЛЕБ... и ДОМА, НОСЫ, например.

Ассоль: OlgaLD Спасибо, попробую!

Ассоль: Нашла еще интересные советы: 1) слово надо прокричать (по аналогии с "позвать" для выделения ударения) 2) меня в детстве бабушка учила читать по слогам и заодно делению слова на слоги так: ставишь кулачок под подбородок и говоришь (читаешь) слово. Сколько раз подбородок о кулачок ударился - столько в этом слове слогов. До сих пор помню))

turist: Ассоль пишет: Сколько раз подбородок о кулачок ударился - столько в этом слове слогов Во! Ты сказала, и я вспомнила. Меня тоже так учили. Забыла совсем. А сонорные и моя утверждает, что поются. Но мы с ней гласные-согласные когда разбирали, то договорились, что гласные не только поются, а еще и заборчик во рту для них, как для согласных не строим. Вроде поняла... Для выделения ударного слога еще кулаком в воздухе ударяли, когда выкрикиваешь слово, одновременно бьешь кулаком - удар приходится как раз на ударный слог. Беда, что моя не всегда ударение куда надо ставит



полная версия страницы