Форум » Публикации, ссылки по теме СД, книги, фильмы » Книги » Ответить

Книги

Ксю: Полезные книги: http://sunchildren.narod.ru/books.html Художественные книги о СД http://sunchildren.narod.ru/Book/books2.html Ну и здесь немножко родительского творчества, в т.ч. в виде книг http://sunchildren.narod.ru/creatoutlets.html [OlgaLD] *** девочки, кто читал эту книгу ("Зеркало"), давайте напишем пару строк о ней и перешлем автору (Елене Вяхякуопус) ссылку. S Julia написала "выслала пяти женщинам, которые заинтересовались этой книгой с условием, что они мне напишут хоть несколько слов, все обещали и НИКТО мне ничего не написал (хотя все подтвердили получение!). Так что думаю, что книга не понравилась и не показалась полезной, иначе кто-то бы ответил." я написала в закрытой: мне книга понравилась, я её отксерила и передам людям, которые занимаются с людьми в реабилитационных центрах.. Думаю их мнение - более квалифицированное Манька пока маленькая для таких бесед.. Но я взяла себе на заметку, каким образом можно строить "тематические" беседы с ребенком... А еще некоторые "сложные" темы написаны просто - так, как их и надо объяснять.. а мы с высоты жизненного опыта ине знаем с чего начать...

Ответов - 291, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Тамара: Терапевтические сказки. http://hpsy.ru/public/x2672.htm http://hpsy.ru/public/x2974.htm

Милена : http://books.google.bg/books?id=Wrz6wDLkjf0C&printsec=frontcover&dq=Fiona+Yaron-Field+'Up+close'&source=bl&ots=_-JIUEZ1T0&sig=RgDkeqsvzHlwmONIGhmAFnIDuUU&hl=bg&ei=I_7YTNqdBsKSswb2_MnXBw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CBgQ6AEwAA#v=onepage&q&f=false Книга Up Close: A Mother's View написала професиональный фотограф про свою дочку с синдромом Дауна

OlgaLD: http://sunchildren.narod.ru/simeon.html писательница Ирина Рогалёва прислала рассказ, разрешила к размещению на сайте.


Meri: OlgaLD пишет: писательница Ирина Рогалёва прислала рассказ, разрешила к размещению на сайте. еще читаю Беременность Евдокии текла чистым прозрачным ручьем. Свое чрево она называла домиком Симеона, и ему это нравилось. - Правда, у меня лучшая мама на свете? – однажды спросил он Ангела. - Правда, - ответил тот и добавил, – и лучший папа. - А без них я пропаду? - Пропадешь, - честно ответил Ангел, - у таких детей, как ты, родители всегда должны быть рядом. - У каких - таких? – не унимался Симеон. - У Божьих любимцев, - Ангел обласкал его взглядом. - А родители без меня пропадут? - Они погибнут.

анара: OlgaLD СПАСИБО! Очень интересный рассказ,прочитав его сразу нахлынули воспоминания и поревела пока дома никого нет и Армашка спит.

Александра: OlgaLD Оля, спасибо большое за рассказ, Ирине Рогалевой тоже передайте огромное спасибо. Опять плакала. Всегда плачу когда про наших деток читаю. Давно собиралась в церковь, теперь уже точно пойду. постараюсь чаще ходить. Такие книги очень помогают. У меня как зебра мироощущение, иногда думаю что мне очень помогает диагноз Ромки, что я к жизни относится по другому стала, а потом другая полоса - на все злюсь, раздражаюсь, не понимаю за что. Но все равно, так рада что он у меня есть мой Ромчик, и такой же он у меня сладкий. И пусть возможно его рождение меня ничему не научит, но я его люблю, больше всего на свете. Спасибо Господу что дал мне моего ребенка. Ох сильно на меня рассказ подействовал, как впрочем и все произведения про наших детей.

Александра: Meri Я кстати тоже отметила эти слова. точно про нас

OlgaLD: Александра А там внизу указан электронный адрес автора, можете ей написать, наверное, ей будет приятно. Я думаю, все мы "злимся и раздражаемся" иногда непонятно на что, и без особых детей женщины тоже так. Девочки,

дарина777: OlgaLD Спасибо ...начинаем прочтение.....

Akzipa: Тамара Милена OlgaLD Спасибо, девочки.

OlgaLD: Я обратила внимание на некоторые ошибки в тексте рассказа, но промолчала. А сегодня автор (Ирина Рогалева) прислала мне исправленный текст, тот попал по ошибке, теперь можно читать исправленный.

Александра: OlgaLD Оля, спасибо, обязательно напишу

Савелик: Мне пришла книга Ларисы Зиминой. Прочитала и не поняла, понравилось или нет. Наверное уже очень много прочитано, поэтому все знакомо.

OlgaLD: Савелик О, спасибо, что напомнили. Как раз рыщу по интернет-магазину Озон и думаю, что что-то хотела там заказать

Destiny: Савелик пишет: Наверное уже очень много прочитано, поэтому все знакомо.это точно!

Тамара: Джек Кэнфилд & Марк Виктор Хансен & Хэнок Маккарти & Мелади Маккарти - " БАЛЬЗАМ ДЛЯ ДУШИ" Истории, открывающие сердце и воспламеняющие дух.- София-2009 1. ДЖОННИ "Наша задача - неустанно трудиться и во всем стремиться к совершенству.Не у всех людей есть призвание к квалифицированной и сложной работе.Еще меньше тех,кто поднимается к наивысшим высотам наук и искусств. Многим приходиться работать на заводах,на полях и на улицах. Но малозначимой работы не бывает.Любой труд на благо людей почетен,любую работу следует выполнять с величайшим старанием. Если призвание человека быть дворником, он должен подметать мостовую столь вдохновенно,как Микеланджело расписывал соборы,Бетховен сочинял музыку, а Шекспир писал стихи. Он должен подметать так,чтобы духи Неба и Земли любовались им и восклицали:"Вот - великий дворник,безупречно делающий свое дело!" Мартин Лютер Кинг- младший Прошлой осеню меня пригласили выступить перед тремя тысячами работников большой сети супермаркетов на Среднем Западе. Я рассказала им,как привлекать и удерживать постоянных клиентов и как создается творческая атмосфера на рабочем месте. Знаете,я всегда настоятельно рекомендую слушателям ставить под собственной своего рода "личную подпись".Дело в том, что на фоне ошеломляющего технологического процесса и растущего нервного напряжения каждому из нас очень важно найти способ получить настоящее удовлетворение от своей деятельности и от себя. Как? Делать что-то такое, что отличает тебя от других людей, выполняющих ту же работу,что и ты. За примерами далеко ходить не надо. Один пилот из авиакомпании "United Airlines", приземлившись в каком нибудь аэропорту, с помощью бортового компьютера наугад выбирает в базе данных имена нескольких сотрудников этого аэропорта и от руки пишет им благодарственные записки за их работу. Мой знакомый художник график, отсылая клиентам материалы,всегда кладет в конверт пластинку жевательной резинки без сахара. Согласитесь, мелочь. а людям такой знак внимания улучшает настроение. И еще знаю менеджера, который прилагает к своему письменному распоряжению бумажный носовой платок,если знает,что это распоряжение будет не по вкусу работнику. А работник багажного отделения авиакомпании "Northwest Airlines " собирает ярлыки,отпавшие от багажа (обычно их просто выбрасывают), и в свободное время рассылает пассажирам со словами благодарности за то, что воспользовались услугами его компании. Приведя еще несколько примеров, как люди ставят под работой своего рода уникальную "подпись", я призвала слушателей пробудить в себе свой творческий потенциал и тоже придумать что-то подобное. Спустя три недели у меня вечером зазвонил телефон. Человек на другом конце провода сказал,что его зовут Джонни и что он работает упаковщиком в одном из супермаркетов торговой сети,где я выступала. Джонни поведал мне,что у него синдром Дауна. -Барбара, мне запали в душу ваши слова! - признался он.

Тамара: Придя домой после моего выступления , Джонни попросил отца научить его пользоваться компьютером и теперь каждый вечер,по возвращении с работы,отыскивает в различных источниках , как он выразился,- "мысль дня". Если ему не удается найти ничего подходящего,он выдумывает собственное изречение. Затем Джонни распечатывает "мысль дня",делает маленькие карточки и на обороте каждой из них ставит свое имя.На следующий день , упаковывая товары, он кладет по карточке в каждый пакет. Это его личная подпись- приятная,забавная и творческая. Месяц спустя мне позвонил менеджер магазина: - Барбара,вы не поверите! Выйдя сегодня утром в торговый зал,я увидел, что очередь к Джонни втрое длиннее,чем к другим упаковщикам! Я крикнул работникам:" Эй. станьте еще кто-нибудь на упаковку! Нужно быстрее обслуживать людей" Но покупатели загомонили: " Нет! Мы будем стоять в очередь к Джонни. Мы хотим получить мысль дня!" Затем ко мне подошла женщина и сказала:" Раньше я заходила к вам в магазин приблизительно раз в неделю. А теперь заскакиваю всякий раз,когда прохожу мимо,чтобы взять мысль дня." Представьте,как это сказывается на прибыли! - И кто теперь самый важный человек в нашем магазине? Конечно, Джонни!- заключил менеджер. Три месяца спустя этот менеджер снова позвонил мне . - Вы вместе с Джонни буквально преобразили наш супермаркет! Работницы цветочного отдела больше не выбрасывают цветы со сломанными стеблями- они выходят в торговый зал и прикалывают их на одежду старушкам и девочкам. Одна из упаковщиц в мясном отделе любит Снуппи-так, она купила 50 000 наклеек с изображением любимого героя и наклеивает их на каждый упакованный ею кусок мяса. Теперь и нам самим и нашим покупателям живется намного веселее! Вот это атмосфера на рабочем месте! Барбара А. Гланц

Тамара: 2. ВСЕ, ЧТО У МЕНЯ ЕСТЬ. "Человек теряет то,что сохраняет для себя, и навеки обретает то,что отдает другим"- Аксель Мунте. До Рождества оставалось две недели, и больше всего мне хотелось их проводить на больничной койке,восстанавливаясь после операции. наша семья недавно переехала в Миннесоту, и это было наше первое Рождество на новом месте. Мне хотелось,чтобы оно запомнилось.но не так. Я несколько недель не обращала внимания на боль в левом боку, но когда терпеть стало невмоготу, обратилась к врачу. - Камни в желчном пузыре,- сказал он,вглядываясь в рентгеновский снимок. - Можно на бусы нанизывать. Нужна срочная операция. Мои протесты и заявления о том.что для госпитализации сейчас самое неподходящее время, не помогли - постоянная ноющая боль в боку убедила меня не откладывать операцию. Мой муж Бастер уверил меня, что сможет хозяйничать дома сам, и я попросила друзей помочь с транспортом. Тысячу других дел - рождественскую выпечку, магазины,украшения дома - пришлось отложить. Проспав двое суток после операции, я с трудом открыла глаза. Более - менее проснувшись,я обнаружила, что в палату словно бы переехал рождественский цветочный магазин. Красные пуансеттии и другие цветы едва помещались на подоконнике. На столике рядом с кроватью лежала стопка нераспечатанных открыток. Здесь же стояло небольшое деревце,наряженное моими детьми-украшения они сделали сами.На полочке над умывальником - ваза с дюжиной роз. Это от родителей из Индианы. Рядом - подаренное соседом святочное полено со свечами. Я просто купалась в любви и внимании. И подумала,что ,может быть,не так это и плохо - лежать в больнице перед Рождеством. Муж рассказывал,что друзья снабжают наш дом продуктами и готовы присмотреть за четырьмя нашими малышами Падавший за окном снег превращал маленький город в зимнюю страну чудес. "Дети,должно быть, без ума от снега"- думала я и представляла,как они,упакованные в зимние комбинезоны, лепят на заднем дворе снеговика или носятся по катку в гарфилдской школе. "Играют ли они с Адамом?" - гадала я. Адам,наш сын,отставал в развитии. Только в пять лет он научился ходить , и я с тревогой думала, как он там топает по снегу на своих тонких ножках. - И снова цветы"- голос медсестры отвлек меня от грустных мыслей. В руках у девушки была великолепная ваза с орнаментом. Медсестра вручила мне открытку и стала раздвигать пуансеттии, пытаясь освободить место для вазы. -Я смотрю,придется выписать вас домой,- сказала она, поддразнивая меня.- У нас уже не хватает подоконников!

Тамара: -Я не против,- согласилась я . -Ой,чуть не забыла! - медсестра вытащила из кармана пачку открыток и положила на поднос. прежде чем выйти,она отдернула разделявшую кровати светло-зеленую ширму. Я читала открытку с пожеланиями скорейшего выздоровления и вдруг услышала: -Ага, мне нравятся эти цветы. Подняв глаза,я увидела.что женщина на соседней кровати больше отдернула ширму, чтобы лучше увидеть букеты. -ага,мне нравятся ваши цветы, - повторила она. Моей соседкой оказалась щуплая сорокалетняя женщина с синдромом Дауна. Короткие кудрявые волосы пепельного цвета, карие глаза. Расстегнутый больничный балахон,-когда она подавалась вперед,вся спина оголялась. Я хотела было завязать тесемки,но не смогла,так как лежала под капельницей. Женщина глядела на цветы с детским изумлением. - Меня зовут Бонни,- представилась я.- А вас? - Джинджер,- ответила она и,закатив глаза у потолку плотно сжала губы. - Мне за-афиксировали ногу. Завтра оп-п-пе-рация. Мы говорили до самого обеда. Она рассказывала о своем специальном групповом доме и о том,как ей хочется вернуться туда до Рождества и поучаствовать в праздничной вечеринке.О своей семье она не говорила ни слова, а я не спрашивала. То и дело женщина заговаривала о о назначенной на завтра операции:" Доки будут лечить мне ногу",- повторяла она. В тот вечер у меня было несколько посетителей. Приходил и мой Адам.Джинджер весело болтала каждым,не уставая восхищаться цветами. Но внимательней всего она смотрела на Адама. А когда они ушли, Джинджер снова и снова повторяла:" Ага, мне нравится ваш Адам"- точно так,как говорила о цветах. Утром Джинджер увезли на операцию, а мне медсестра помогла пройтись по коридору. Очень приятно было встать на ноги. вскоре я вернулась к себе.Зашла в палату - и поразилась контрасту между двумя сторонами помещения. Кровать Джинджер,аккуратно заправленная, ждала хозяйку. Но около этой кровати не было ни открыток,ни букетов,не было посетителей. Моя же койка утопала в цветах,тут и там лежали открытки - напоминания о том. как меня любят. А моей соседке никто не прислал ни цветов,ни открыток. Никто даже не пришел и не позвонил.

Тамара: Так вот что ждет Адама в будущем?- подумала я и быстро отогнала от себя эту мысль.И придумала,что нужно сделать-я поделюсь с Джинджер цветами! Я сняла с подоконника прекрасную вазу с побегами остролиста. Но потом подумала-она так хорошо смотрелась бы на на нашем рождественском столе- и поставила вазу на место. А пуансеттии?Я представила, как оживят темно-алые пуансеттии вход в наш выстроенный в начале ХХ века дом. И, конечно, никак нельзя отдавать присланный папой и мамой букет, ведь на это Рождество мы с ними не видимся. я придумывала все больше отговорок-вот эти цветы уже начали вянуть- этот друг обидится, это пригодится дома.Я поняла, что не в силах расстаться ни с чем. Забравшись под одеяло, я успокаивала свою совесть мыслями о том,что утром,как только откроется больничный магазин, подарков, я позвоню туда и специально для Джинджер закажу букет цветов. Как только Джинджер вернулась после операции.девушка -волонтер,выполнявшая обязанности медсестры,принесла ей небольшой рождественский венок,зеленый с красным бантом. Венок повесили на белой стене,над головой Джинджер. В тот день меня навещали разные люди, и моя соседка, которая только-только начала восстанавливаться после операции, со всеми здоровалась и с гордостью показывала свой рождественский венок. Утром снова пршла медсестра и сказала Джинджер,что ее выписывают из больницы. "Машина из дома нашей группы уже выехала",- сообщила девушка. Значит Джинджер успеет еще домой на рождественскую вечеринку,подумала я. Я обрадовалась за нее,но вспомнив,что магазин подарков откроется только через два часа, почувствовала себя виноватой.Я снова поглядела на эти цветы. Могу ли я расстаться с каким -то из букетов?

Тамара: Медсестра подкатила к кровати Джинджер коляску. Та собрала свои нехитрые пожитки и сняла с вешалки пальто. -Очень приятно было познакомиться с вами,Джинджер,-сказала я ей. Я не лгала,но меня мучила совесть из-за того,что не удалось выполнить задуманное. Медсестра помогла Джинджер одеться и сесть в коляску. Затем сняла со стены венок и вручила его женщине. Они направились к выходу. "Подождите!"-вдруг попросила Джинджер. Поднявшись на ноги,она медленно захромала к моей кровати. Протянула руку и осторожно положила мне на колени свой маленький венок. Сказала: - С Рождеством! Вы славная, - и крепко меня обняла. -Спасибо,- прошептала я. Прихрамывая,она вернулась к коляске,медсестра вывезла ее из палаты- а я все еще не могла вымолвить ни слова. Опустив повлажневшие глаза на венок, я подумала:"Единственный венок Джинджер." И она отдала его мне. Я перевела взгляд на ее кровать. Половина комнаты Джинджер снова пуста,одни голые стены. Но услыхав,как за Джинджер с лязгом закрылись двери лифта,я поняла: она богаче,гораздо богаче меня. Бонни Шеферд

OlgaLD: Тамара спасибо!

светик22: Тамара Очень трогательно, спасибо!

дарина777: Тамара На одном дыхании прочла

Тамара: http://psylib.org.ua/books/berne02/ Эрик Берн ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Предисловие ВВЕДЕНИЕ 1. Процесс общения 2. Структурирование времени ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: АНАЛИЗ ИГР 1. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ 2. ТРАНЗАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ 3. ПРОЦЕДУРЫ И РИТУАЛЫ 4. ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ 5. ИГРЫ 1. Определение 2. Типичная игра 3. Происхождение игр 4. Функции игр 5. Классификация игр ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ТЕЗАУРУС ИГР ВВЕДЕНИЕ 1. Обозначения 2. Разговорные выражения 7. ИГРЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ 1. "Алкоголик" 2. "Должник" 3. "Ударь меня" 4. "Попался, сукин сын!" 5. "Смотри, что я из-за тебя сделал" 8. СУПРУЖЕСКИЕ ИГРЫ 1. "Тупик" 2. "Суд" 3. "Фригидная женщина" 4. "Загнанная домохозяйка" 5. "Если бы не ты" 6. "Видишь, как я старался" 7. "Дорогая" 9. ИГРЫ НА ВЕЧЕРИНКАХ 1. "Какой ужас!" 2. "Изъян" 3. "Растяпа" 4. "Почему бы тебе не... – Да, но..." 10. СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРЫ 1. "Ну-ка, подеритесь!" 2. "Извращение" 3. "Насилуют!" 4. "Чулок" 5. "Скандал" 11. ИГРЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА 1. "Полицейские и воры" 2. "Как отсюда выбраться" 3. "Надуем Джо" 12. ИГРЫ В КАБИНЕТЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА 1. "Оранжерея" 2. "Я только пытаюсь вам помочь" 3. "Нуждающийся" 4. "Крестьянка" 5. "Психиатрия" 6. "Дурачок" 7. "Деревянная нога" 13. ХОРОШИЕ ИГРЫ 1. "Трудовой отпуск" 2. "Кавалер" 3. "Рад помочь" 4. "Местный мудрец" 5. "Они будут рады, что знали меня" ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИГР 13. ЗНАЧЕНИЕ ИГР 14. ИГРОКИ 15. ПРИМЕР 16. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ 17. ОБРЕТЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ 18. А ЧТО ПОСЛЕ ИГР?

Тамара: ВВЕДЕНИЕ 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ Теорию общения между людьми, достаточно подробно рассмотренную в "Транзакционном анализе", можно вкратце свести к следующим положениям. Установлено, что младенцы, в течение длительного времени лишенные физического контакта с людьми, необратимо деградируют и в конце концов погибают от той или иной неизлечимой болезни. В сущности, это означает, что явление, которое специалисты называют эмоциональной депривацией, может иметь смертельный исход. Эти наблюдения привели к идее сенсорного голода и подтвердили, что наилучшими лекарствами от нехватки сенсорных раздражителей являются разного вида прикосновения, поглаживания и т.п. Что, впрочем, известно практически всем родителям из собственного повседневного общения с младенцами. Аналогичный феномен наблюдается и у взрослых, подвергнутых сенсорной депривации. Экспериментально доказано, что такая депривация может вызвать краткосрочное психическое расстройство или по меньшей мере стать причиной временных отклонений в психике. В прошлом социальная и сенсорная депривация проявлялась в основном у заключенных, приговоренных к длительным срокам одиночного заключения. Действительно, одиночное заключение – самое тяжелое наказание, которого боятся даже закоренелые и стойкие к физическому насилию преступники. Вполне возможно, что в физиологическом плане эмоциональная и сенсорная депривация вызывает или усиливает органические изменения. Если ретикулярная активирующая система мозга не получает достаточных стимулов, могут последовать дегенеративные изменения нервных клеток. Это может быть также побочным эффектом недостаточного питания, но само плохое питание может быть следствием апатии, как будто младенец впадает в старческий маразм. Таким образом, можно предположить, что существует прямая дорога от эмоциональной и сенсорной депривации – через апатию и дегенеративные изменения – к смерти. В этом смысле сенсорное голодание может быть для человека вопросом жизни и смерти точно так же, как лишение его пищи. Действительно, не только биологически, но и психологически и социально сенсорное голодание во многих отношениях аналогично обычному голоду. Такие термины, как "недоедание", "насыщение", "гурман", "разборчивый в еде", "аскет", "кулинарное искусство" и "хороший повар", легко можно перенести из сферы насыщения в сферу ощущений. Переедание, по сути, то же самое, что чрезмерная стимуляция. И в том, и в другом случае при нормальных условиях в распоряжении человека имеется достаточно припасов и возможностей составить разнообразное меню; выбор определяется личным вкусом. Возможно, что наши вкусы в основе своей имеют те или иные особенности нашего организма, но к рассматриваемым здесь проблемам это не имеет отношения. Социального психолога, изучающего проблемы общения, интересует, что происходит с ребенком после того, как он подрастает и естественным образом отдаляется от матери. Все, что наука может сказать на этот счет, можно свести к "народной мудрости": "Если тебя не гладят по головке, у тебя спинной мозг высыхает". После короткого периода близости с матерью всю остальную жизнь индивидуум должен блуждать меж двух огней, пытаясь постичь пути, которыми ведут его Судьба и инстинкт самосохранения. С одной стороны, он будет постоянно упираться в социальные, психологические и биологические силы, факторы, не дающие ему продолжать прежние отношения, столь привлекательные в младенчестве; с другой – постоянно стремиться к утраченной близости. Чаще всего ему придется идти на компромисс. Придется учиться иметь дело с гораздо более тонкими, иногда символическими формами поглаживаний: рукопожатием, иногда просто вежливым поклоном – хотя врожденное стремление к физическому контакту не исчезнет никогда. Процесс достижения компромисса можно называть по-разному, например сублимацией; но как ни назови, младенческий сенсорный голод в конечном счете трансформируется в жажду быть замеченным или потребность в признании (recognition-hunger). По мере того как путь к достижению этого компромисса усложняется, люди все больше отличаются друг от друга в своем стремлении быть замеченными. Эти различия в запросах и делают столь разнообразными социальные взаимодействия, определяя в какой-то степени судьбу каждого человека. Так, киноактеру могут требоваться еженедельно сотни "поглаживаний" от анонимных и безразличных ему поклонников, чтобы его "спинной мозг не высох", а ученому может быть достаточно одного поглаживания в год от уважаемого и авторитетного коллеги. "Поглаживание" можно использовать как общий термин для обозначения физического контакта; на практике оно может приобретать разнообразные формы. Некоторые буквально гладят ребенка; другие обнимают его или похлопывают; наконец, третьи игриво шлепают или щиплют. И в разговоре между взрослыми происходит нечто подобное, так что, наверное, можно предсказать, как человек будет ласкать ребенка, если вслушаться в то, как он говорит. В более широком смысле "поглаживанием" можно обозначить любой акт признания присутствия другого человека. Таким образом, поглаживание можно рассматривать как основную единицу социального действия. Обмен поглаживаниями составляет транзакцию, основную единицу социального взаимодействия. Согласно теории игр можно сформулировать следующий принцип: любое социальное взаимодействие предпочтительнее отсутствия такового. Эксперименты на крысах подтвердили это; наличие контакта благотворно отражалось не только на физическом, умственном и эмоциональном состоянии крыс, но и на их биохимических показателях, вплоть до степени сопротивляемости организма лейкемии. Эксперименты привели к поразительному выводу: на здоровье животных одинаково благотворно сказываются как мягкое поглаживание, так и болезненный электрический удар. Высказав эти предварительные замечания, мы можем уверенно перейти к следующему разделу.

Тамара: 2. СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ Можно считать доказанным, что физические прикосновения ("поглаживания") для младенцев жизненно необходимы, – равно как и их символическая замена (акты признания) для взрослых. Вопрос в том, что происходит дальше. Попросту говоря, что делают люди, обменявшись приветствиями? Причем неважно, будет ли это брошенное на ходу "привет!" или восточный приветственный церемониал, который может растянуться на долгие часы. Вслед за сенсорным голодом и жаждой быть замеченным, потребностью в признании, мы обнаруживаем структурный голод или потребность в структурировании времени. Вечный вопрос подростка: "Ну и что я скажу ему (ей) потом?" Да и большинство взрослых чувствует себя не в своей тарелке, когда общение вдруг прерывается, возникает неловкая пауза, незаполненный интервал времени, когда никто из присутствующих не находит ничего интереснее, чем заметить: "Вам не кажется, что сегодня вечером стены перпендикулярны?" Извечная проблема человека – как организовать часы бодрствования, стркутурировать время своей жизни. С точки зрения Вечности наша небезупречная социальная жизнь оправдана хотя бы потому, что помогает нам сообща с этим справиться. Когда мы приступаем к решению проблемы структурирования времени, мы в каком-то смысле занимаемся программированием. Имеются три основных вида программ: материальные, социальные и индивидуальные. Наиболее простой, привычный, распространенный и удобный способ структурирования времени – заняться каким-нибудь реальным делом, попросту говоря – работой. В данном случае нам, правда, придется употреблять термин "деятельность", поскольку в общей теории социальной психологии любое социальное взаимодействие принято считать формой деятельности. Материальная программа включается каждый раз, когда человек сталкивается с какими-нибудь реальными препятствиями; нас она интересует только в том плане, что создает основу для "поглаживаний", признания и других, более сложных форм социального взаимодействия. Сама по себе материальная программа не решает социальных проблем; в сущности, она предназначена для обработки имеющейся у нас информации. Для того чтобы построить корабль, нужно произвести множество измерений и вычислений и отталкиваться от их результатов – если, конечно, вы всерьез хотите завершить строительство, а не просто пообщаться с себе подобными, изображая трудовую деятельность. Результатом действия социальной программы является ритуальное или почти ритуальное общение. Главный его критерий – приемлемость на местном уровне, соблюдение того, что в данном обществе принято называть "хорошими манерами". Во всех странах мира родители учат детей манерам, то есть учат их правильно здороваться, правильно есть, пользоваться туалетом, ухаживать за девушками, соблюдать траур, а также умению вести разговор в меру настойчиво, в меру доброжелательно. Это умение соблюдать должный уровень настойчивости или доброжелательности составляет суть такта или дипломатии; некоторые из этих приемов универсальны, другие действуют только в данной местности. Например, рыгать за едой или интересоваться здоровьем жены сотрапезника одобряется или запрещается местными традициями; кстати, между двумя этими манерами поведения повсеместно наблюдается устойчивая обратная связь. Обычно там, где принято рыгать за едой, вас не спросят, как поживает ваша жена; и наоборот, там, где вас спросят, как здоровье вашей жены, рыгать не рекомендуется. Обычно формальным ритуалам предшествуют полуритуальные разговоры на определенные темы; мы будем называть их времяпрепровождением. По мере того как люди все лучше узнают друг друга, начинает работать индивидуальная программа, которая может привести к "инцидентам". На первый взгляд, такие инциденты кажутся случайными (присутствующие так и могут их описывать), но тщательное изучение показывает, что они следуют определенным моделям, поддающимся классификации, и что последовательность событий осуществляется по негласным правилам и инструкциям. Пока дружеские или враждебные отношения развиваются согласно общепринятым нормам, эти инструкции и правила остаются скрытыми, но как только совершен незаконный поступок, они тут же проявляются – в точности как на спортивной площадке, где нарушение правил отмечается свистком или криком: "Вне игры!" Последовательность действий, подчиняющуюся индивидуальным, а не на социальным программам, мы, чтобы отличать их от времяпрепровождения, будем называть играми. Семейная жизнь, отношения супругов, деятельность в различных организациях – все это может год за годом протекать в вариантах одной и той же игры. Утверждение, что общественная жизнь по большей части протекает в форме игр, вовсе не означает, что она "забавна" или что участники относятся к ней несерьезно. С одной стороны, даже футбол и другие спортивные игры – отнюдь не забава, и игроки обычно относятся к ним достаточно серьезно; что до азартных игр, то они могут завести игроков очень далеко, вплоть до фатального исхода. С другой стороны, некоторые авторы, например Хейзинга, включают в категорию "игр" и такие леденящие душу обряды, как пиры каннибалов. Поэтому называть "играми" такие трагические формы поведения, как самоубийство, пристрастие к алкоголю или наркотикам, преступления или шизофрению, вовсе не значит вести себя безответственно, игриво или по-варварски. Главное, что отличает игры от других видов человеческой деятельности, – это не лживость эмоций, а то, что их проявление подчиняется правилам. Это становится очевидным в тех случаях, когда незаконное проявление эмоций сопровождается наказанием. Игры могут быть мрачными и даже смертельно опасными, но социальные санкции следуют только тогда, когда нарушены правила. Времяпрепровождение и игры являются подменой реальной жизни и реальной близости. Поэтому их можно рассматривать как предварительные переговоры, а не как заключенный союз, что и придает им особенную остроту. Подлинная близость начинается тогда, когда индивидуальное (обычно инстинктивное) программирование выступает на первый план, а социальные схемы и скрытые ограничения и мотивы отступают. Только настоящая близость может удовлетворить все виды голода – сенсорный, структурный и жажду признания. Прототипом такой близости является половой акт. Структурный голод не менее важен для выживания, чем голод сенсорный. Ощущения сенсорного голода и жажды признания связаны с необходимостью избежать сенсорной и эмоциональной депривации, которые, в свою очередь, ведут к биологическому вырождению. Структурный голод связан с необходимостью избежать скуки, и Кьеркегор указывал на те бедствия, к которым ведет неструктурированное время. Если скука затянется, она начнет действовать точно так же, как эмоциональный голод, и может иметь те же последствия. Индивид, обособленный от общества, может структурировать свое время двумя путями: занимаясь деятельностью или погружаясь в фантазии, уходя в себя. Любому школьному учителю известно, что индивид может уходить в себя даже в присутствии других людей. Когда индивид становится членом группы из двух или нескольких человек, возможны разные способы структурирования времени. В порядке возрастания сложности это: 1) ритуалы, 2) времяпрепровождение, 3) игры, 4) близость и 5) деятельность, которая может служить основой для всех остальных. Цель любого участника – получить как можно больше удовлетворения от транзакций с остальными участниками. Чем контактнее участник, тем большее удовлетворение он получает. Большая часть программирования социальной деятельности осуществляется автоматически. Поскольку слово "удовлетворение" в обычном его смысле трудно применить к некоторым результатам этого программирования, как, например, самоуничтожение, лучше использовать термины "вознаграждение" или "выгода". Выгода социального контакта связана с сохранением физического и психического равновесия. Она может проявляться в освобождении от напряжения, устранении психологически опасных ситуаций, получении "поглаживаний" и поддержании достигнутого равновесия. Все эти проблемы физиологи, психологи и психоаналитики изучили достаточно подробно. Если перевести в термины социальной психиатрии, получим: первичная внутренняя выгода, первичное внешняя выгода, вторичная выгода, экзистенциальная выгода. Первые три аналогичны "выгодам от болезни", подробно описанным у Фрейда. Опыт показывает, что плодотворнее и полезнее рассматривать социальные транзакции с точки зрения приобретаемых выгод, чем как действие защитного механизма. Во-первых, лучший способ защиты – совсем не участвовать в транзакциях; во-вторых, концепция "защиты" объясняет только два первых типа выгод, а выгоды третьего и четвертого типа при этом не рассматриваются. Независимо от того, являются ли они проявлением деятельности или нет, наиболее благодарными формами социального контакта являются игры и близость. Длительная близость встречается редко и представляет собой исключительно частное дело. Значимые социальные контакты обычно принимают форму игр и в этом смысле являются предметом нашего исследования.

Тамара: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: АНАЛИЗ ИГР Глава Первая СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, наиболее продуктивные в специально подобранных психотерапевтических группах, показывают, что время от времени люди заметно изменяют свою позу, голос, словарь и другие аспекты поведения. Такие изменения в поведении часто сопровождаются изменением эмоций. У каждого индивидуума определенный набор схем поведения соответствует определенному состоянию сознания; при этом другой набор связан с другими физическими проявлениями и часто не совпадает с первым. Эти изменения и отличия позволили прийти к выводу о наличии различных состояний Я. В терминах психологии состояние Я можно описать феноменологически как связную систему чувств, а операционально – как связную систему образцов поведения. Практически это означает, что определенному набору чувств соответствует столь же определенный набор образцов поведения. Каждый индивидуум обладает ограниченным количеством таких состояний Я, каждое из которых не роль, а психологическая реальность. Набор этих состояний можно распределить так: 1) состояния Я, сходные с образами родителей; 2) состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности, и 3) состояния Я, представляющие наиболее архаичные образцы чувств и поведения, зафиксированные в раннем детстве. В обычной речи их именуют Родитель, Взрослый и Ребенок, причем эти простые термины используются даже в самых строгих и формальных обсуждениях. Мы утверждаем, что в каждый данный момент любой член группы проявляет одно из состояний Я – Родителя, Взрослого или Ребенка – и что каждый член группы с разной степенью готовности может перейти от одного состояния к другому. Это утверждение позволяет нам сделать некоторые выводы. Когда мы говорим: "Это ваш Родитель", мы имеем в виду: "Ваше сознание сейчас в таком же состоянии, в каком бывал один из ваших родителей (или тот, кто его заменял), и вы реагируете так же, как он, то есть той же позой, жестами, словарем, чувствами и т. д.". "Это ваш Взрослый" означает: "Вы дали независимую объективную оценку ситуации и сообщаете свое заключение или предлагаете решение проблемы независимо от предубеждений". "Это ваш Ребенок" означает: "Вы реагируете так же и с такой же целью, как сделали бы в детстве". Отсюда следуют выводы: У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он несет в себе набор состояний Я, которые воспроизводят состояния Я этих родителей (как он их воспринимал) и которые могут активизироваться при определенных обстоятельствах. Проще говоря: "Каждый носит в себе Родителя". Каждый человек (включая детей, умственно отсталых и шизофреников) способен к объективной обработке данных, если активизировано соответствующее состояние Я. На разговорном языке: "У каждого есть свой Взрослый". Каждый человек был когда-то моложе, чем сейчас, и несет в себе фиксированные впечатления прошлых лет, которые могут активизироваться при определенных обстоятельствах. Проще говоря: "Каждый носит в себе маленького мальчика или девочку". Тут целесообразно поместить рисунок 1А, который называется структурной диаграммой. На ней представлены с современной точки зрения все составляющие личности любого индивидуума. Она включает Я-Родителя, Я-Взрослого и Я-Ребенка. Они четко отделены друг от друга, поскольку сильно различаются и порой совершенно несовместимы. Неопытному наблюдателю различия могут показаться несущественными, но они покажутся значительными и интересными всякому, кто преодолеет трудности изучения структурного анализа. Впредь мы договоримся называть реальных людей родителями, взрослыми и детьми (со строчной буквы); слова Родитель, Взрослый и Ребенок с прописной буквы означают состояния Я. На рисунке 1Б представлена упрощенная и более удобная структурная диаграмма. Рис. 1 Прежде чем оставить тему структурного анализа, необходимо упомянуть о некоторых особенностях употребляемой терминологии. Слово "ребяческий" никогда не используется в структурном анализе, поскольку с ним связано представление о чем-то нежелательном, что нужно прекратить или от чего следует избавиться. Для описания Ребенка используется слово "детский", поскольку в нем больше биологического смысла и меньше предубеждений. В сущности, Ребенок – во многих отношениях наиболее ценная часть личности и привносит в жизнь индивидуума то, что ребенок привносит в жизнь семьи: очарование, радость и творчество. Если Ребенок индивида смущен или нездоров, последствия могут быть самые неблагоприятные, но это можно и нужно постараться исправить. То же самое относится к словам "зрелый" и "незрелый". В данной системе нет места для "незрелых личностей". Есть лишь люди, в которых Ребенок некстати и неумело берет на себя управление, но и у таких людей есть полностью развитый и структурированный Взрослый, его нужно только обнаружить и активизировать. Напротив, так называемые "зрелые люди" – это те, кто способен большую часть времени предоставлять контроль своему Взрослому, но и у них время от времени берет верх Ребенок, часто с обескураживающими результатами. Следует отметить, что Родитель существует в двух формах, прямой и косвенной: как активное состояние Я и как влияние. Когда он непосредственно активен, человек поступает так, как поступили бы его собственный отец (мать): "Делай, как я". Когда Родитель осуществляет косвенное влияние, человек поступает так, как ожидали от него родители "Не делай, как я делаю, делай, как я говорю". В первом случае человек сам становится как бы своим родителем; во втором – он приспосабливается к их требованиям. Ребенок также существует в двух формах: как Приспосабливающийся Ребенок и как Естественный Ребенок. Приспосабливающийся Ребенок меняет свое поведение под Родительским влиянием. Он ведет себя так, как требует его отец (мать): например, слушая их во всем или не по летам самостоятельно. Уход в себя или слезы – тоже один из способов приспособления. Таким образом, влияние Родителя является причиной, а приспосабливающийся Ребенок – следствием. Естественный Ребенок выражает себя спонтанно: например, непослушанием или творчеством. Подтверждение структурного анализа можно наблюдать в случаях алкогольного опьянения. Обычно первым отключается Родитель, и тогда приспосабливающийся Ребенок освобождается от Родительского влияния и преобразуется в Ребенка естественного. Для эффективного анализа игры редко бывает необходимо выходить за пределы очерченной структуры личности. Состояния Я – это нормальный психологический феномен. Человеческий мозг есть орган или организатор психической жизни, а продукты его деятельности возникают и хранятся в форме состояний Я. В работах Пенфилда и его сторонников можно найти прямые доказательства этого. На разных уровнях существуют и другие упорядочивающие и сортирующие системы, как, например, память на факты, однако естественным образом человеческий опыт запечатлевается в изменяющихся состояниях сознания. Каждое состояние Я имеет свою ценность для человеческого организма. Ребенок – источник интуиции, творчества, спонтанных порывов и радости. Взрослый необходим для выживания. Он обрабатывает данные и оценивает вероятности, что очень важно для эффективного взаимодействия с окружающим миром. У него собственные проблемы и способы достигнуть удовлетворения. Например, чтобы перейти улицы с сильным движением, придется произвести множество мгновенных расчетов скорости автомобилей и человека; Взрослый будет стоять на тротуаре, пока расчет не покажет высокую вероятность безопасного достижения противоположной стороны. Удовлетворение, которое мы получаем от горных лыж, полетов, плавания под парусом и других видов спорта, связанных с движением, зиждется на умении производить подобного рода расчеты. Другая обязанность Взрослого – регулировать деятельность Родителя и Ребенка и выступать объективным посредником между ними. У Родителя две основные функции. Во-первых, он позволяет взрослому человеку вести себя как родитель по отношению к собственным детям, таким образом способствуя сохранению человечества. Его ценность в этом отношении подтверждается тем, что дети, выросшие сиротами, став взрослыми, испытывают большие трудности при воспитании собственных детей, чем те, кто вырос в семье. Во-вторых, Родитель делает многие наши реакции автоматическими, что сберегает энергию и время. Многое делается так, "потому что так принято". Это освобождает Взрослого от необходимости принимать тривиальные решения, так что он может посвятить себя более важным делам, оставив рутинные проблемы Родителю. Таким образом, все три состояния Я чрезвычайно важны для выживания. Вмешательство необходимо только тогда, когда нарушено их нормальное равновесие. В обычной ситуации каждый из них: Родитель, Взрослый и Ребенок – достойны равного уважения и равно необходимы для плодотворной и насыщенной жизни.

Тамара: Глава Вторая ТРАНЗАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Единица социального взаимодействия называется транзакцией. Если два или больше человек соберутся вместе, рано или поздно один из них заговорит или каким-то другим образом покажет, что замечает присутствие остальных. Это называется транзакционным стимулом. Другой человек что-нибудь скажет или сделает в ответ на стимул, и это называется транзакционной реакцией. Простой транзакционный анализ определяет, какое состояние Я породило транзакционный стимул, а какое – транзакционную реакцию. Простейшими транзакциями являются такие, в которых и стимул и реакция исходят от Взрослых. Например, хирург, видя по ходу операции, что сейчас ему понадобится скальпель, протягивает руку. Операционная сестра, верно расшифровав этот жест и точно рассчитав расстояния и мышечные усилия, вкладывает рукоятку скальпеля прямо в ладонь хирурга. Чуть сложнее транзакция Ребенок – Родитель. Больной ребенок просит воды, и заботливая мама приносит ее. Обе эти транзакции являются дополняющими, то есть реакция на стимул правильная, ожидаемая и вытекает из нормальных человеческих взаимоотношений. Первая транзакция (которая классифицируется как дополняющая транзакция типа 1) представлена на рисунке 2а. Вторая (дополняющая транзакция типа 2) – показана на рисунке 2б. Очевидно, однако, что транзакции связываются в цепочки таким образом, что каждая реакция в свою очередь становится стимулом. Первое правило коммуникации таково: коммуникация будет осуществляться беспрепятственно, пока транзакции остаются дополняющими; следствие этого правила: пока транзакции остаются дополняющими, коммуникация в принципе может продолжаться неограниченно долго. Это правило не зависит от природы или содержания транзакций; оно основано исключительно на направлении действий. Пока транзакции остаются дополняющими, неважно, о чем говорят двое людей: ворчат по-стариковски (Родитель – Родитель), решают проблему (Взрослый – Взрослый) или играют друг с другом (Ребенок – Ребенок или Родитель – Ребенок). Рис. 2. Дополняющие транзакции Обратное правило таково: в случае пересеченной транзакции коммуникация прерывается. На рисунке 3а представлена наиболее распространенная пересеченная транзакция, которая вызывала и всегда будет вызывать наибольшие трудности в общении, идет ли речь о любви, браке, дружбе или работе (пересеченная транзакция типа 1). Этот тип транзакции наиболее интересен для психотерапевтов, в психоанализе он называется классической реакцией переноса. Стимул был задан типа Взрослый – Взрослый, например: "Может, нам стоит вместе подумать, почему ты в последнее время так много пьешь" или "Ты не знаешь, где мои запонки?" Соответствующая реакция Взрослый – Взрослый должна быть такой: "Да, пожалуй. Я сам хотел бы это понять!" или "На письменном столе". Но если партнер вдруг вспылит, ответ может быть таким: "Ты всегда меня критикуешь, точно как мой отец" или "У тебя я всегда во всем виновата!" Обе эти реакции соответствуют типу Ребенок – Родитель, и, как видно на диаграмме, их векторы пересекаются. В таких случаях Взрослому придется временно забыть вопросы относительно выпивки или запонок и попробовать что-нибудь предпринять, чтобы векторы стали параллельными. На это может потребоваться от нескольких секунд, как в случае с запонками, до нескольких месяцев, как с проблемой выпивки. Либо Взрослый должен активизировать свое Я-Родитель, чтобы дополнить неожиданно активизировавшегося Ребенка своего партнера, либо должно быть активизировано Я-Взрослый партнера в дополнение к Я первого Взрослого. Если служанка взбунтуется во время разговора о мытье посуды, разговор Взрослый – Взрослый о мытье посуды закончен; далее транзакция будет осуществляться на уровне Ребенок – Родитель, либо необходимо перейти к другой процедуре Взрослый – Взрослый, а именно к вопросу об увольнении служанки. Рис. 3. Пересеченные транзакции На рисунке 3б представлен случай обратной пересеченной реакции первого типа. Это реакция контрпереноса, знакомая психоаналитикам: пациент делает объективное, Взрослое замечание, а терапевт пересекает вектор, отвечая как Родитель Ребенку. Это пересеченная транзакция типа 2. Так в повседневной жизни вопрос: "Не знаешь, где мои запонки?" может вызвать ответ: "Почему ты сам не следишь за своими вещами? Ты ведь уже не ребенок". Рис. 4. Диаграмма взаимоотношений На рисунке 4 представлена диаграмма взаимоотношений, на которой показаны девять возможных векторов отношений между спрашивающим и отвечающим; эта диаграмма обладает некоторыми интересными геометрическими (топологическими) свойствами. Дополняющие транзакции между "психологически равными" представлены типами (1→1) (1←1), (5→5) (5←5) и (9→9) (9←9). Существуют еще три других дополняющих транзакции: (2→4) (2←4), (3→7) (3←7) и (6→8) (6←8). Все остальные комбинации представляют пересеченные транзакции, и в большинстве случаев этому соответствует пересечение векторов на диаграмме, например (3→7) (7←3): в этом случае два человека смотрят друг на друга, лишившись дара речи. Если ни один из них не сдается, коммуникация завершена и они должны разойтись. Обычное решение в таких случаях – ответ (7→3), который ведет к игре "Скандал", или, лучше, (5→5), когда оба рассмеются и пожмут друг другу руки. Простые дополняющие транзакции чаще всего встречаются при поверхностных производственных или социальных взаимоотношениях и легко нарушаются простой пересеченной транзакцией. В сущности, поверхностные взаимоотношения можно определить как состоящие из простых дополняющих транзакций. Такие взаимоотношения возникают при совместной деятельности, ритуалах и времяпрепровождении. Более сложными являются скрытые транзакции, в которых участвуют одновременно больше двух состояний Я, – именно эта категория является основной для игр. Продавцы, к примеру, особенно искусны в угловых транзакциях, включающих три состояния Я. Грубоватый, но яркий пример подобной игры иллюстрирует следующий диалог: Продавец. Эта лучше, но не уверен, сможете ли вы ее себе позволить. Домохозяйка. Вот ее-то я как раз и возьму. Анализ этой транзакции показан на рисунке 5а. Торговец, как Взрослый, утверждает два объективных факта: "Эта вещь лучше" и "Вы не можете позволить ее себе". На видимом, или социальном, уровне оба утверждения адресованы Взрослому домохозяйки, чей ответ от имени Взрослого должен был бы звучать так: "Вы правы в обоих отношениях". Однако скрытый, или психологический, вектор опытного и хорошо подготовленного продавца нацелен на Ребенка домохозяйки. Правильность этого предположения подтверждается ответом Ребенка, который в сущности говорит: "Независимо от финансовых соображений, я покажу этому высокомерному наглецу, что я не хуже остальных его клиентов". На обоих уровнях транзакции дополняющие, поскольку продавец принимает этот ответ как реакцию Взрослого, решившего совершить покупку. Рис. 5. Скрытые транзакции Двойная скрытая транзакция связана с участием четырех состояний Я и обычно встречается в играх флирта. Ковбой. Не хотите ли посмотреть конюшню? Девушка. Ах, я с детства обожаю конюшни! Как показано на рисунке 5б, на социальном уровне разговаривают Взрослые о конюшнях, а на психологическом – два Ребенка участвуют в сексуальной игре. Внешне кажется, что инициатива принадлежит Взрослому, но, как и в большинстве игр, исход определяется Ребенком, и участников может ожидать сюрприз. Таким образом, транзакции можно классифицировать как дополняющие или пересеченные, простые или скрытые, а скрытые транзакции можно подразделить на угловые и двойные.

OlgaLD: А теперь хочу рассказать вам о книге Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна (ссылку даю на Озон). Книга хорошая Глава "Клинико-физиологические особенности нарушений психофизического развития": объясняется классификация синдрома Дауна (простая трисомия, транслокация, мозаика), факторы риска для повторного рождения. Клинические проявления (гипотонус и пр.) и т.п. Написано, что появление участков облысения и сухость кожи связаны с нарушением работы эндокринной системы Написано, что половые органы мальчиков бывают плохо развиты до 12 лет, а в подростковом возрасте достигают нормальной величины. При СД обычно с 25-30 лет наблюдаются признаки, типичные для стареющего организма, - дегенеративные изменения сосудов, сахарный диабет, амилоидоз, катаракта, липофусциноз, высокая частота онкологических заболеваний, нарушения слуха. Понятное дело, не у всех. Вообще я читала, что как раз частота онкологических заболеваний у наших деток и взрослых ниже. Глава "Особенности социального и психического развития" показалась мне лично интересной и полезной. Поступки определяются сиюминутными желаниями, повышена внушаемость, отсутствует самостоятельность и инициатива. Нередко проявляется негативизм. У Детей с более глубоким интеллектуальным дефектом он выражен сильнее и носит характер "рефлекса самосохранения", часто возникая либо немотивированно, либо по незначительному поводу. У детей интеллектуально более сохранных негативное поведение оформляется с участием личности и носит характер пассивного протеста. Далее подробно идет анализ по аспектам: внимание, восприятие и т.п. Концентрации внимания на выполнении задания часто мешает неуверенность и различного рода страхи, поэтому первостепенную важность приобретает эмоциональная поддержка.

OlgaLD: "Возможности освоения информации" Восприятие и осмысление письменной и устной речи у людей с СД напоминают таковые у пациентов с нарушенными левополушарными функциями. Правое полушарие ответственно за субстанциональный словарь письменных и устных слов и участвует в распознавании конфигурации слов в обоих кодах. Оно не способно переводить фонему в графему, его кратковременная вербальная память недостаточна, равно как и понимание длинных фраз и синтаксической системы языка. Поэтому люди с доминантным правым полушарием, как и люди с СД, лучше понимают речь, чем сами говорят. (...) Представляется очевидным, что за чтение и речевые навыки у людей с СД ответственны правополушарные процессы. Они же ответственны за восприятие музыки и образов, то есть за создание образно-эмоционального строя, развитие интуитивного целостного восприятия реальности, характерного для людей с СД. По-видимому, правополушарная деятельность ответственна и за особый образный строй осознания действительности людьми с СД, который обычно путают со склонностью к фантазиям и вымыслам и даже с галлюцинациями. Лично мне такие источники очень нравятся, они мне, как мне кажется, позволяют лучше понимать сына. Далее глава "Овладение звуковой речью, чтением, письмом и счетом". Там очень много можно цитировать. Наблюдались случаи, когда неговорящие дети с СД среднего и старшего возраста начинали говорить сами с собой в темноте, чаще шепотом. Стимулирующие речь занятия должны учитывать эти особенности, поскольку возможен выход на словесный контакт в условиях слабого освещения, при обращении к ребенку шепотом и т.п. Пишут, что методики обучения детей с СД близки к методикам обучения речи неслышащих детей. Ну там много полезного. Интересный раздельчик "Особенности психолого-социального статуса молодых людей с СД". Выявили 16 особенностей, например, адекватное осознание своей внешности, вызывающее негативные эмоции; острые эмоциональные реакции на ситуацию; абстрактная ориентация в общем социальном контексте: понимание его, но отстраненное к нему отношение и т.п. Далее про помощь семьям, раннее вмешательство, много и интересно - про трудоустройство и работу. Рассказывается об опыте Профессионально-реабилитационного центра Комитета по труду и соцзащите населения Санкт-Петербурга. В этом учебном заведении учатся молодые инвалиды с сохранным интеллектом, но в порядке эксперимента там организовали обучение молодых инвалидов с выраженными задержками психофизического развития простому малоквалифицированному труду, и очень успешно. В приложениях: упомянуты названия методик для диагностики отклонений в различных сферах, ЗАПИСКИ ФЕДОРА и ДНЕВНИК ОЛЬГИ, о которых неоднократно говорилось. Дневник Ольги тут http://sunchildren.narod.ru/FirstTalk/dnevnikolgi.html Записки Федора у меня были в компьютерном виде, но утеряны с поломкой ноутбука. Еще приложения "Структура и функции патронажной службы", "Программа "Создание информационного бюро самозанятости молодых инвалидов"", "Программа по созданию групп самозанятости инвалидов "Помоги слабому"", "Программа по трудотерапии и обучению простому труду", "Экспериментальная программа "Создание групп самозанятости семей с детьми-инвалидами и инвалидами с детства".

Meri: OlgaLD пишет: Написано, что появление участков облысения и сухость кожи связаны с нарушением работы эндокринной системыя так и думала

Natalik: OlgaLD пишет: У Детей с более глубоким интеллектуальным дефектом он выражен сильнее и носит характер "рефлекса самосохранения", часто возникая либо немотивированно, либо по незначительному поводу. У детей интеллектуально более сохранных негативное поведение оформляется с участием личности и носит характер пассивного протеста. Вот оказывается где собака зарыта, это я про "рефлекс самосохранения". Книгу мне нужно купить, может еще чего нового узнаю про своего ребенка. Спасибо, Оля за ссылку.

OlgaLD: Natalik Мне впервые про рефлекс самосохранения сказала наша первая дефектолог. Что Ваня боится мыться, пробовать новые блюда, даже пить из чашки, видно, из-за этого рефлекса. Поскользнулся один раз в ванне и слегка глотнул воды - мы год мыли его с дикими драками и истериками. Новые блюда до сих пор не переломлю. Из чашки чуток сдвинули с места - все-таки, видно, разочек тоже ему показалось, что он захлебнулся, и больше года орал при одном виде чашки. Дефектолог объяснила, что у деток с ЗПР/УО зачастую обострен рефлекс самосохранения, т.к. мозгу вокруг слишком много нагрузок, для его развития, и он старается отойти на какой-то рубеж самообороны, так сказать. Не знаю, понятно ли объяснила.

Natalik: OlgaLD пишет: т.к. мозгу вокруг слишком много нагрузок, для его развития, и он старается отойти на какой-то рубеж самообороны, Оля, очень даже понятно, мне бы такое объяснение лет 12 назад. У нас такие проблемы начились после 3-х лет. А потом на основании этого поставили аутичноподобное состояние, которое по мере взросления ребенка само по себе исчезло.

OlgaLD: Natalik

alter-sun: А у нас наоборот - инстинкт самосохранения да и вообще любой опасности, неприятности отсутствует напрочь

Elena: Цитата из книги "Жареные зелёные помидоры" Фэнни Флэгг, которя меня очень растрогала и заставила задуматься, а как надо принимать ребёнка таким, какой он есть. Сама книга неоднозначная и на любителя. "Мне было тридцать два, когда родился Альберт. И трудно было найти отца счастливее, чем Клео Тредгуд. ..Говорят, когда Сипси протянула Клео малыша, тот прямо разрыдался. А больше он никогда не плакал... до тех пор, пока мы не обнаружили, что с малышом не все в порядке. Случайно заметили, что ребенку трудно сидеть. Он очень старался сесть, но все время опрокидывался. И не ходил почти до двух лет. Мы его таскали по всем врачам Бирмингема, но они не могли понять, в чем дело. Наконец Клео сказал: наверно, придется свозить его в клинику Майо, может, там чем-нибудь помогут. Я нарядила Альберта в морской костюмчик и фуражку. Помню, был холодный январский день, и когда Клео с малышом сели в вагон, и поезд тронулся, Альберт стал крутиться у него на руках, - меня искал. До чего тяжело было смотреть, как они уезжают! Я пришла домой с таким ощущением, будто у меня вырвали сердце. Альберта держали там три недели, все обследования провели, и каждую минуту, пока их не было, я молилась: "Господи, пожалуйста, пусть у него ничего не обнаружат, пусть мой мальчик окажется здоров!" Когда Клео вернулся, он сначала ничего мне не сказал, а я и не спрашивала. Наверно, не хотела знать. Он привез фотографию: они с Альбертом сидят на каком-то полумесяце со звездами позади. Этот снимок я до сих пор храню и не расстанусь с ним за миллион долларов. А после ужина он усадил меня на диван, взял за руку и говорит: "Мамочка, я хочу, чтобы ты держалась молодцом". Сердце у меня так и упало. Врачи сказали ему, что наш мальчик при рождении получил травму, вызвавшую кровоизлияние в мозг. "Он умрет?" А Клео ответил: "Ох, нет, милая, физически он абсолютно здоров. Его всего проверили, с ног до головы". Когда я это услышала, у меня словно камень свалился. Я сказала: "Спасибо Тебе, Господи!" - и встала, но Клео удержал меня: "Подожди, милая, ты должна ещё кое-что знать". А я говорю: "Раз малыш здоров, меня больше ничего не интересует". Но он усадил меня обратно. "Мамочка, нам придется кое-что серьезно обсудить". И объяснил: врачи сказали, что Альберт может прожить долго и болеть не будет, но что касается умственного развития, то он останется на уровне четырех-, пятилетнего ребенка. На всю жизнь. И порой такая тяжкая ноша - иметь ребенка с подобным дефектом - оказывается непосильной для родителей. Клео сказал, что есть специальное заведение... Но я не стала его слушать. "Ноша? - удивилась я. - Разве можно называть тяжкой ношей такого замечательного, милого и доброго малыша? Кто мог такое придумать? Боже мой, да Альберт с первой минуты стал радостью всей моей жизни. В целом мире нет малыша с такой чистой душой, как у него". И много лет спустя, когда у меня портилось настроение, стоило мне взглянуть на Альберта, - и все как рукой снимало. Я не знала ни дня отдыха, но мне это было не в тягость. Ни разу у него в голове не возникло недоброй мысли. Он просто не знал, что на свете существует зло. Многие огорчились бы, родись у них неполноценный ребенок, но мне кажется, Господь Бог сделал его таким, чтобы уберечь от страданий. Он даже не догадывался, что на земле есть плохие люди. Он всех любил, и все любили его. Я действительно всем сердцем верю, что Бог послал мне ангела, и иногда мне прямо не терпится попасть на небеса, чтобы снова его повидать. Мы были с ним большие друзья, и мне очень его не хватает. Особенно на Пасху."

IrinaF: Тамара, спасибо! из второй книги: Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев — говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Интересно, неужели это прямо так..

Тамара: IrinaF К сожалению, это так.



полная версия страницы